«Черная» шотландская комедия о парикмахере, серийном убийце, некомпетентной полиции и расчленении трупов
За 50 лет своей жизни мужской парикмахер из Глазго Барни Томсон (Роберт Карлайл) не добился ни любви клиентов, ни уважения начальства. Наоборот, он снискал славу как смурной скандалист. Когда директор парикмахерской пытается его уволить, Барни случайно втыкает начальнику в грудь ножницы и убивает беднягу наповал. Не зная, что делать с трупом, брадобрей засовывает его в багажник своей машины, где покойника находит властная Семолина (Эмма Томпсон), мать Барни. Вместо того чтобы сдать сына в полицию, женщина разделывает труп на части – в точности так, как это делает терроризирующий Глазго серийный убийца, которого никак не может поймать инспектор Холдолл (Рэй Уинстон).
Прославившись в культовой криминальной трагикомедии «На игле» и получив премию BAFTA за главную роль в романтической комедии «Мужской стриптиз», Роберт Карлайл выбился в ведущие кинозвезды Шотландии. В последнее время, правда, его проще всего увидеть на малом экране – с 2011 года он играет ключевую роль в американском сериале «Однажды в сказке». Но и про родное кино Карлайл не забывает. «Убойная стрижка» – его режиссерский дебют, причем в специфическом жанре, который так и тянет назвать «типично шотландским».
Фильм о Барни Томсоне – мрачная и холодная, почти скандинавская по стилю «черная» комедия, которая сразу задает тон своего юмора, когда открывается показанной крупным планом фотографией отрубленного пениса. Серийный убийца, видите ли, рассылает родне своих жертв куски трупов несчастных, а никчемная шотландская полиция может лишь коллекционировать ступни, задницы и пенисы и глубокомысленно их разглядывать в тщетной надежде, что кого-нибудь из сыщиков осенит гениальная мысль. Согласитесь, что фильм многое о себе говорит, когда использует замороженные части тел в качестве комедийного реквизита и предлагает не переживать за семьи жертв, а смеяться над фараонами-недотыкомками. Впрочем, потерявшие родных экранные шотландцы переживают свое горе стоически. Когда мы позднее видим мужчину, который лишился взрослого сына, тот после полицейского сообщения торопится обслуживать клиентов: «Скоро придут мои постоянные!» Настоящий скотт…
На таком вот готичном фоне и разворачивается история незадачливого парикмахера, который одновременно пытается скрыть свое случайное убийство, не потерять работу и угодить матери, бесцеремонно им помыкающей. Герой Карлайла в «Однажды в сказке» до своего перевоплощения во всемогущего черного мага был патологически трусливым и жалким «маленьким человечком», и Барни сделан из того же теста. Кроме того, как и положено персонажу криминальной комедии, он туповат и абсолютно некомпетентен как преступник. Поэтому очень забавно наблюдать за тем, как он раз за разом попадает впросак, всякий раз более дурацким и абсурдным способом. И если ранние злоключения Барни еще можно предсказать, то кульминация ленты оказывается не только мрачно-уморительной, но и весьма неожиданной.
Хотя Карлайл играет в фильме главную роль, более всего в «Стрижке» запоминается Эмма Томпсон в образе «мамаши из ада», которая оказывается даже хуже, чем обычно бывают героини такого рода. Семолина без устали третирует Барни, и Томпсон с остервенением вгрызается в роль, которая являет собой полную противоположность ее обычному интеллигентно-аристократичному имиджу. Также в фильме «зажигают» Рэй Уинстон в роли полицейского сыщика и шотландская телевизионная комедиантка Эшли Дженсен в роли конкурирующей с героем Уинстоуна следовательницы.
С постановочной точки зрения, с другой стороны, картина ничего особенного собой не представляет. «Стрижка» – типичное актерское кино, которое строит для звезд подиум и отходит в сторонку, чтобы не мешать исполнителям смешить публику репликами и ужимками. В целом же это фильм сугубо на любителя «черных» комедий, шотландского юмора… И, конечно, солирующих Карлайла и Томпсон. «Стрижка» слишком плоска, чтобы рекомендовать ее кому-то еще.
С 26 мая в кино.