В оригинале рождественская комедия "Привет семье" /Family Stone, The/ (2005) называется "Семейка Стоун", что по аналогии с "Семейкой Адамс" должно делать ее смешнее. Но фильм Томаса Безуча -- сугубо реалистический, скромно-бытовой, и вместо смеха по аналогии рождается подозрение, что все эти вроде бы живые Стоуны, сыгранные командой разнокалиберных звезд -- на самом деле монстры.
Папа-профессор (Крэйг Т. Нелсон) с мамой-домохозяйкой (Дайэн Китон) небедно живут в нехилом особняке где-то в Нью-Джерси. Со всей Америки на Рождество к ним съезжается целых пятеро детей: старшая дочка (Элизабет Ризер) с мужем и ребенком, три сына (Дермот Малруни, Люк Уилсон и Тайрон Джордано), младшая дочка (Рэйчел МакАдамс). Никто в Америке не удивляется, в разрез с советским фильмом "Взрослые дети", что надо ехать к родителям. Никого сегодня не должно смущать, что младший сын будет с любовником-негром (Брайан Дж. Уайт). Сюжет, однако, в том, что старший сын приедет со своей девушкой (Сара Джессика Паркер), а она с ним – без спроса. Как посмела без согласия семьи вступить в отношения с мальчиком. Пусть "чисто английское убийство" сегодня в Америке не случится, но кровь девушке семья попортит, и довольно изрядно. В восславлении семейных ценностей такая жажда крови несколько озадачивает.
Еще не будучи с ней знаком, весь профессорский выводок дружно девушку ненавидит и особенно распаляется, когда младшенькая сообщает, что виделись, да, и та – "какая-то деревянная, все время хрипит и нервничает". Между тем, виделись они, когда девушка кормила младшенькую ужином в ресторане. Тем временем сама она с будущим женихом, приближаясь к особняку, действительно хрипит и страшно переживает. Есть о чем. С той минуты, как она войдет в дом, все хором начнут над ней издеваться. Просто хамить в лицо, когда, например, она попросила спальню, отдельную от жениха. Когда собралась приготовить рождественскую еду. Когда тихо забрала свою новую туфлю у ребенка старшей дочери, после того как ребенок не просто ее стащил, но тут же сломал каблук. Нет, Сара Джессика Паркер играет отнюдь не ангела. Девушка дико закомплексованная и не очень сообразительная. В какой-то момент, когда она бесконечно рассказывает про знакомство, выглядит полной дурой. Но даже из зала видно, что это она от нервов остановиться не может, и в любой нормальной компании любой бы решил ситуацию моментально. Похлопал бы по плечу: "Короче, Склифосовский" или "Очень кушать хочется" и т.п., и все – проехали. Семейка Стоун во главе с мамой и папой закатывает глаза, перемигивается, корчит рожи за спиной девушки, но так и не останавливает ее. Так проходит целый вечер. Им больше в кайф издеваться, чем заниматься своими собственными делами.
С другой стороны, когда после всех издевательств девушка вызвала на подмогу свою младшую сестру (Клер Дэйнс), ту из вредности демонстративно любят. А когда несчастная за ужином попыталась вступить в общую беседу, опускают уже навсегда. Она, конечно, не догнала, затронув тему голубых. Но то, как Стоуны скопом ее за это покусали – какой-то образчик ненависти. Голубые страшно оскорбились, Дайэн Китон всей пастью кинулась на защиту детеныша, и будто все забыли, как сами оскорбляли девушку целые сутки. Им, значит, можно все, а ей нельзя ничего. И ведь взрослые вроде люди. И о какой родственной любви может идти речь, если ее единственное выражение – не дать сыну-брату жениться, потому что "она тебе не подходит"? И какая, кстати, "крепкая семья", если реально больная проблема голубизны даже дома решается чисто политкорректно: "Сыночек, ты самый лучший, ты самый нормальный, я тебя обожаю"? Да ясное дело, что ты – мать и обожаешь, но разве проблема не глубже? И разве отказ от ее неприятных аспектов не свидетельствует об отсутствии откровенности и присутствии неискренности? Значит, опять же закомплексованную нормально считать ненормальной, а голубого мальчика не тронь, поскольку все на одного?
В результате подобной многочисленной по ходу демагогии сам фильм оставляет неприятное впечатление. Потому что в дальнейшем все ведут себя хуже и хуже – и Дайэн Китон, и Рэйчел МакАдамс, и Дермот Малруни, и даже Клер Дэйнс. Еще более озадачивает, что, если они богатые, благополучные, дружные, то отчего же такие злобные, особенно кое-кто – перед смертью? А фильм не просто оправдывает этих злобных людишек, но еще и сюжетно подтверждает их правоту. Мама, оказывается, была совершенно права, вторгаясь в жизнь взрослого сына, и Сару Джессику Паркер действительно надо было с ним разлучить. Нет, она как бы в итоге не пострадает, но родители всегда правы. Ветхий завет – смертельное оружие. Но самое смертельное, что фильм, начавший с психологии, уходит затем вообще в чистую сусальность. Вдруг вспомнил о своем рождественском характере, галопом выстроил всех парами и засахарил раз, другой, еще год спустя посыпал сахарной пудрой. Нарисовал глазурью почетную грамоту многодетным матерям.
От такой приторности – только вырвать. Подписывать такие грамоты подобно подделке денег.