Наиболее известный художественный критик XX века Сьюзен Зонтаг в своем раннем сборнике эссе «Против интерпретации» разработала концепцию особого типа чувствования, которую озаглавила как «кэмп». Костяк «Заметок» был создан Сьюзен в Париже в 1964 году. Смелая работа про эстетический феномен публикуется в Partisan Rever, который считается главным печатным органом нью-йоркских интеллектуалов. После этого она становится иконой для широкой аудитории, а в числе ее знакомых появляется даже Жаклин Кеннеди. В салонах интеллектуалов на будущий год любимым развлечением становится угадывать, пришел человек, нарядившись по кэмп-заветам? Или манкируя ими?
Но что такое вообще кэмп? Кэмп — это специфический изощренный эстетский вкус и лежащая в его основе специально культивируемая чувствительность. Кэмп дуален, подчеркивает Зонтаг, разнонаправлен и полярен.
По Зонтаг, место бытования кэмпа — город, в нем ощущается накал страстей между квир-культурой и нормативным обществом, оттого здесь появляется место и гей-клубам. В больших городах квир-люди для своих же вырабатывали свою культуру. И поэтому подглядывание за этим миром безнравственно в какой-то мере. Потому что люди могут создавать подобное, только думая, что они в безопасности и никаких посторонних взглядов не наблюдается, никакого Другого. Однако этот Другой может и не заметить кэмпа, потому что тот зашифрован. Для этого Зонтаг и написала текст для тех, кому нужно объяснять эстетику кэмпа.
Главными чертами кэмпа являются преувеличенность, гротеск, андрогинные герои-персонажи, у которых половой диморфизм выражен не так ярко. Эскалация правила «Вся жизнь — театр», распространение его до каждой проживаемой секунды. Кэмп — это стиль, не различающий полов. Зонтаг вспоминает игру Гарбо, но можно вспомнить и «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера, где актриса одновременно выглядит и мужественно, и женственно, а Антонен Арто — агендерный и бесполый либо несущий в себе отголоски обоих полов. На более ранних этапах искусства киноязык был типичным представителем кэмпа. Например, Фейяда с его «Фантомасом». Немое кино во многом было построено по кэмповым стандартам.
Кэмп как течение «романтизм», например, или «классицизм» проявлен в разных предметных областях. Его идея отражена в музыке, моде, театре или кино. Но сегодня мы будем говорить и размышлять о последнем. Чаще всего данный стиль проявлен в декоративных, нефункциональных вещах. Фильмы зачастую используют подобное в качестве реквизита, чтобы добиться общего эффекта кэмпа. Сознательно или просто отталкиваясь от художественного замысла мастера.
Во всем, что называют кэмпом, есть двойственность, но не всегда человек может заметить ее, не являясь частью этой эстетики. Чтобы увидеть, нужно учиться мыслить подобным образом, должна быть тяга к соглядатайству в искусстве, широкий кругозор, пытливость, потому что кэмп встречается не всегда и не везде, потому что кэмп дискуссионен. Именно поэтому поиск объектов в работах дня сегодняшнего — это своего рода труд.
Кэмп может быть не сознаваемым, и тогда он действует даже лучше. Как Зонтаг находит это у Фелинни. Может быть, он вышел на материал этой чувствительности случайно, но ему удалось ее зафиксировать. Ее не может зафиксировать любой человек с камерой, потому что кэмп не происходит из природы, но любой художник, любой творец может случайно обнаружить его во время творческих поисков.
По мнению Зонтаг, кэмп постоянно делает мысленные реверансы культуре XVII-XVIII веков. Стиль отчетливо был заметен в декоративном искусстве, литературном творчестве. Кинофильмов тогда не существовало, поэтому сегодня они как бы отдуваются за то, что не были представлены в предметном мире прошлого. И сейчас кэмп вновь становится частью киноязыка, как массового, так и андеграундного. Это можно увидеть на примере «Семейки Аддамс» или практически любого из фильмов Педро Альмодовара.
Эстетика кэмпа контекстуальна, поэтому некоторое со временем перестает быть комичным и странным, а что-то — наоборот. Что мы можем включить в сегодняшний канон кэмпа? Над чем мы все сегодня будем зубоскалить и что будет переводить серьезное во фривольное? Во-первых, стоит вспомнить работу Тодда Солондза «Счастье», которая вдохновлена режиссерским почерком Вуди Аллена, но при этом в ней видны зонтаговские основания.
Также неоспоримым и часто называемым является фильм «Розовые фламинго» Джона Уоторса, с знаменитой дрэг-королевой Дивайн. Это картина, построенная на гротеске, моментально стала культовой в квир-среде. Здесь мы видим абсолютно угаданную кэмповскую интонацию, верно нащупанное переосмысление этой эстетики. Театральность и травестия возникают также в фильме «Хедвиг и злосчастный дюйм» Джона Кэмерона Митчелла, который явно заигрывает с тематикой кэмпа, но фильм по итогу получается настолько реалистичным и настоящим, настолько талантливо снятым, что он преодолевает этот шаблон. Кэмп — одна из возможных оптик для просмотра данной киноленты, но сама работа куда глубже и значительнее. Видимо, потому что квир-культура не является теперь, в эпоху глобализации, чем-то не интегрированным в общую массу людей, поэтому осознание себя квиром — лишь одна из множества идентичностей, на которой не хочется зацикливаться.
Главным «поставщиком кэмпа» для широкого теперь уже зрителя стал Педро Альмодовар, к чьей странности, китчевости и квирности за многие десятилетия уже попривыкли. Если изначально он был остротематическим режиссером, то теперь на него может прийти любой уже настроенный на кэмповскую оптику ранней фильмографией. Квиры, как и прежде, двигают подобный тип чувствительности, но они уже не единственные, кто владеет умением творить кэмп. Вспомнить только популярного «Дэдпула», в котором происходит развитие кэмповских границ. Ведь раньше считалось, что трагедийность противопоказана эстетике кэмпа, однако этот фильм выходит в этом смысле за рамки и заново межует кэмп-чувствительность, заходя на новые территории.