Восхитительные пейзажи, умопомрачительный океан, невероятные съемки серфинга и расползающийся бесформенный сюжет – зрелище великолепное, но пустое
Энди и Джимми Келли живут серфингом. Когда-то океан и доска спасали их от грубости домашней и школьной жизни, теперь один из парней стал лучшим в Австралии молодым спортсменом, а второй после травмы предпочитает легкое катание. Поняв, что серфинг – их призвание, братья вместе с матерью и парой приятелей открывают собственный мелкий бизнес: шьют гидрокостюмы, готовят лодки, возят амуницию. Но как только бизнес начинает сулить хоть какой-то небольшой успех, на семью наваливаются проблемы наркотиков, долгов и местных бандитов.
Австралия – страна большая, регулярно рождающая актерские таланты. Только вот таланты эти не слишком любят местный кинематограф, предпочитая при малейшей возможности сменить Сидней и Канберру на Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Оттого и картин на Зеленом континенте выходит немного, а те, что появляются, отнюдь не являются шедеврами на все времена. Скорее блеклыми середнячками. «На гребне» ровно из таких.
О чем рассказывать людям в стране, 95% населения которой живут на побережье материка? Конечно, об океане и людях, его покоряющих. Выбрав красной нитью картины серфинг, авторы, казалось бы, били в самую десятку. Однако очевидность темы – не гарантия ее безоговорочного успеха. Серфинг тоже надо уметь снимать, им сейчас уже никого не удивишь. Но что еще важнее – одним серфингом сыт не будешь, фильму нужна гуща, а не только вода. Именно с гущей все обстоит из рук вон плохо. Авторам не откажешь в амбициях, для одного фильма они задумали столько сюжетных линий, что их хватило бы на добрый сериал. Беда в том, что ни одну эту линию создатели до конца так и не довели.
Фильм начинается с энергичной сцены побега матери с двумя детьми от изверга-мужа, продолжения эта линия никакого не получила. На начальном этапе становления собственного бизнеса братья попадают в историю с перевозкой наркотиков, линия закончилась ничем. Ипотечные проблемы матери и банковские затруднения старшего из братьев ни на что не вышли. Огонь романтического любовного треугольника двух братьев, влюбленных в одну девушку, вспыхнул и погас за минуту. Конфликт с байкерами возник из ничего, ничем и закончился. Венчает ленту вполне стандартный ход с соревнованием, победа в котором сулит братьям решение многих проблем, но и этот сегмент выглядит искусственным, неискренним и слепленным наспех.
В проблемах сюжета нет вины актеров, они играют как умеют. Хороша эмоциональная Робин Малкольм, нет претензий к Завьеру Сэмюэлю, он уже давно зарекомендовал себя талантливым артистом, а не только атлетом с рельефным торсом. Изо всех сил натягивает на себя костюмчик Патрика Суэйзи из «На гребне волны» Майлс Поллард, но, надо сказать, не перегибает – ему явно хочется выглядеть крутым, но хватает самоиронии, чтобы не скатиться в пафос. Наиболее странно в картине выглядит персонаж Сэма Уортингтона. Таинственный хиппи-фотограф, переезжающий с места на место в своем цветастом автобусе, то несет откровенную глупость, то выдает философские изречения, то двигает братьев вперед своими подсказками, то вдруг предлагает отступиться от проблем. Словно какая-то инкарнация бога, этот герой все время появляется в том месте и в то время, когда это требуется больше всего. Нет проблем, Уортингтон, как огромный магнит, притягивает к себе внимание каждый раз, когда появляется в кадре, но точно так же, как огромный магнит, он выглядит инородным телом на ткани сюжетной истории.
Впрочем, что история? Сюжет может быть каким угодно, а жарким летом смотреть на серфингистов – одно удовольствие. То, как сейчас научились снимать экстремальные виды спорта, просто не может не восхищать. Невероятные океанские пейзажи, восхитительные закаты, умопомрачительные волны и блистательные спортсмены на досках, способные оседлать волну, – что еще нужно зрителю, проводящему лето в душном мегаполисе? Разве что собственная доска да чуток удачи, помогающей взобраться на гребень.