Слово "отстой" по отношению к французскому "Брису великолепному" непроизносимо, поскольку достаточно часто звучит в кадре. Но если вам когда-то не понравился "Брюс всемогущий" с Джимом Кэрри, представьте, как кто-то вымучивает и выпучивает, выцеживает из себя его жалкое подобие. Вам понравится?
Если кому-то когда-то понравился американский "Брюс Всемогущий" /Bruce Almighty/ (2003) с Джимом Кэрри, ему может вполне понравиться французский "Брис великолепный" /Brice de Nice/ (2005) с Жаном Дюжарденом. В родной Франции фильм собрал втрое больше, чем "Астерикс и Обеликс против Цезаря" /Asterix et Obelix contre Cesar/ (1999), и рекламируется как "убойная комедия, затмевающая "Такси" /Taxi/. Но вот в это верить не надо. В "Такси" были симпатичные, психически здоровые ребята; боевые, сюжетно оправданные автотрюки; легкий ситуативный юмор, доступный каждому школьнику. Ноги "Бриса великолепного" растут из другого места.
Это фильм про тупых. Во французском кино тупые вообще-то тоже приняты спокон века – Фернандель, Луи Де Фюнес, Пьер Ришар – но приняты они средь нормальных окружающих и с обаянием для всех. Постановщик Джеймс Хат танцует сегодня не от них, а от американских аналогов производства братьев Фарелли. Это когда тупо все, что должно вызывать смех в зале, а "офранцуженность" выражается в большой примеси шансона и морали. "Роман воспитания" был когда-то порожден "острым галльским смыслом". Вот "Брис великолепный" и переложил его на современность в актуальной манере голливудщины и MTVщины.
"Брис из Нис" (из Ниццы то есть) имеет в гардеробной две дюжины одинаковых желтых футболок "Найк" с надписью "Брис", выводок желтых цыплят в собственном парке, которые каждое утро подъедают его круассаны, лежащие на подносе, стоящем на голове бабули-гувернантки, и большое желтое солнце – несметные папашины бабульки, на которые в местном кафе он устраивает "желтые" вечеринки и благодаря которым трахает все, что движется, и хамит всему, что стоит на его пути. А еще Брис имеет желтую доску для серфинга, на которой все время плывет по абсолютно спокойному морю в ожидании волн. Он – религиозный фанат фильма "На гребне волны" /Point Break/ (1991) с Патриком Суэйзи, который смотрел полторы штуки раз, но до сих пор уверен, что Суэйзи в конце остается жив. Тут надо смеяться. Вообще всякий раз тычут пальцем: "Смейся тут, смейся тут", и уже ничего не хочется. Но однажды папашу забрали за отмывание денег мафии, Брис остался гол, как сокол, а натура его все та же. Тупая то есть натура. Нахамить, наврать, нагадить. Начались приключения…
По ходу приключений приплывает еще более тупой приятель Мариус (Кловис Корнийяк), и оба они из Ниццы отчаливают в Биарриц (сообщаем для бедных, не знающих Ривьеру, как свои пять пальцев: в Биаррице, в отличие от Ниццы, море отнюдь не спокойное). Оба гонят волну среди местных серфингистов, но кончают по-разному. Совсем тупой Мариус был физически неполноценный и поэтому добрый, и добротой своею покорил сердце миллионерши-яхтсменки (Элоди Буше). Прекрасно танцующий, улетный Брис был сволочь по определению, и ему пришлось перевоспитываться. При всей своей злобе он опозорился на волнах, потому что всю жизнь все врал про желтую доску. Впрочем, по-прежнему все не в напряг. Опозорившись, он взбегает на пляжную дюну с восклицанием: "Я в дерьме!!!", скатывается по дюне и тут же перевоспитывается. Дальше еще будет разный бред, но, в общем, это все, поскольку по восприятию все дебри бреда распутываешь лишь в надежде, что отчаянно-тарзанья фраза "Я в дерьме!!!" все-таки прозвучит. Прозвучала – и до свиданья.
И нельзя упрекнуть за тупость самого Джеймса Хата. Он как раз благородно нацелился на "облик современной молодежи" и во многом его уловил. Хип-хоп, накачанные задницы рядком, шампанское из пластиковых рюмок. Манера общаться, проводить время, реагировать на жизнь вполне соответствует аналогичным манерам американской, французской, даже русской молодежи. Над чем они смеются. Что поют. Как знакомятся. Кого ценят. К тому же Жан Дюжарден в главной роли действительно выложился. В свои тридцать два и будучи брюнетом, отцом двоих детей он в ноль сымитировал двадцатилетнего крашеного блондина, безграмотного и без башни. Но вообще-то, когда оказывается, что Брис читает по слогам – это для "несовременной молодежи" единственный смешной момент "убойной комедии". Все остальное в "Брисе великолепном" на желтую прессу, к которой он явно льнет, не потянуло. Фильм хотел быть пародией на "Cool" и "Play", а оказался медленный и скучный. Все приключения – как бы для галочки, простым перечислением. Соединение мюзикла и комедии абсурда (на ногах Мариуса нет пальцев) с романом воспитания вызывает как минимум оскомину. Большая часть гэгов наворована из "Американского пирога" /American Pie/, "Евротура" /Eurotrip/ (2004) и "Школы рока" /School of Rock, The/ (2003), а русалки во снах – вообще из "Бедных родственников" (2005) русского француза Павла Лунгина.
Слово "отстой" по отношению к "Брису великолепному" непроизносимо, поскольку достаточно часто звучит в кадре. Но если вам когда-то не понравился американский "Брюс всемогущий" с Джимом Кэрри, представьте, как кто-то без Джима Керри вымучивает и выпучивает, выцеживает из себя его жалкое подобие.
Вам понравится?