Уступающий драматизму и надрыву «Жизни Адель», новый фильм Кешиша поет гимн молодости, свободе и легкости, с которой строятся и разрушаются отношения
После нескольких лет, проведенных в Париже, несостоявшийся студент и неудачливый сценарист Амин возвращается к родне в южный французский городок Сет. Скромный, статный, красивый юноша моментально вызывает интерес у всех девушек в округе, все хотят познакомиться с ним или даже завести роман. Сам Амин предпочитает наблюдать со стороны за отношениями других пар, любовных треугольников и даже еще более сложных геометрических конструкций. На его глазах разворачивается захватывающая драма со множеством неизвестных, но парень сохраняет удивительный нейтралитет в поисках настоящей любви и подлинных чувств.
Просмотр фильмов француза тунисского происхождения Абделатифа Кешиша — серьезный труд, который невозможно поставить в один ряд с походом в кино на очередной комикс-блокбастер, головокружительный экшен или уморительную комедию. И дело не только в том, что картины Кешиша не укладываются в общепринятые хронометрические стандарты, не в том, что его фильмы не похожи на французское кино, и даже не в том, что обилие языков, локаций, временных пластов и исторических параллелей превращает его фильмографию в причудливые лабиринты разума. Все это зритель серьезного кино с узнаваемым авторским стилем научился верно воспринимать уже давно. Куда больше энергии у зрителя отнимает чувство недосказанности, которое оставляет внутри мучительный вакуум, требующий немедленного заполнения чувствами и эмоциями.
Новая лента Кешиша «Мектуб, моя любовь» непроста как минимум по двум причинам. Во-первых, картина эта задумана как первая часть большой трилогии. Впрочем, вовсе не факт, что лента получит продолжения, ведь даже на «Песнь первую» автор изыскивал средства нечеловеческими усилиями. Очевидным следствием этого стала вторая проблема — многие отмечают, что «Мектуб» лишен сюжета, не укладывается в стандарты драматургии и не подчиняется законам киноискусства, это кино просто невозможно оценивать привычными мерками. Здесь с маститыми критиками (а «распотрошить» картину пытаются со дня премьеры в рамках Венецианского кинофестиваля 2017 года) можно поспорить, ведь за, казалось бы, легкомысленными и путаными сценами, собранными под одним титулом, скрываются сразу несколько сюжетных линий, каждая из которых по-своему интересна.
В первую очередь, Кешиш дарит нам уникального лирического героя, его Амин одновременно наблюдает за всем со стороны и с почтительного расстояния. Он старательно уверяет всех в том, что не будет вмешиваться и сохранит нейтралитет, но при этом магнитом притягивает к себе даже третьестепенных персонажей так, что в его «гравитационном поле» незримо меняются судьбы людей. Наблюдать за этим безумно интересно, хотя в части решений молодого человека ощущается легкая натянутость и сценарная искусственность.
Во-вторых, зритель становится свидетелем поистине детективной истории с изменой девушки своему молодому человеку, отправившемуся служить в армию. Сюжетная коллизия, как вы понимаете, совершенно не новая, но при этом нетривиальная — с южным темпераментом она не только охватывает классический треугольник, но и вбирает в себя массу посторонних участников. Не на все заданные вопросы будут даны ответы, но ленте эта история придает определенный нерв, который ведет зрителя все три часа. Наконец, сколь бы ни старался Амин держаться в стороне от происходящего, он оказывается-таки вовлечен в любовный водоворот, который вытолкнет парня на поверхность в самом неожиданном месте, финал вас как минимум удивит.
Но главное в «Мектубе», конечно, как и в прочих лентах Кешиша, не строгое линейное развитие персонажей, не завязки и кульминации, а настроение, ощущения и атмосфера. Здесь с восхваляющими мастера критиками нельзя не согласиться — на экран вылилась настоящая песнь молодости, свободе и, как ни странно, легкомысленности, ведь герои картины живут одним днем, но как живут! Каждый кадр здесь полон жизни: упивается ли автор женскими телами на жарком пляже, чувственным танцем разгоряченной алкоголем молодежи, неуклюжим флиртом или отвлекается на чудо рождения ягненка — всюду здесь в кадр заглядывает теплое солнце, благодатная природа или бескрайний водный простор, три составляющие всего живого на планете.
Жизнь, любовь, судьбу, страсть, молодость Абделатиф Кешиш свел в «Мектуб, моя любовь» в уникальную общность, потому что «целым», «монолитом» фильм не назвать — как газ, он заполняет доступное ему в вашем сердце и душе место. Лента, возможно, эмоциональным накалом не дотягивает до той драматической высоты, какую покорила «Жизнь Адель», но это не делает «Мектуб» хуже — это кино просто несколько о другом, о том, что счастье возможно, пусть мимолетное, пусть странное и не слишком правильное с точки зрения окружающих, но оно бывает. И это нужно ценить.
С 26 июля в кино.