Чувственное, вдохновенное и поэтическое кино о том, что даже при прекрасном внутреннем мире внешность имеет первостепенное значение. Как минимум для молодых влюбленных
Эмоциональная и неуравновешенная Луиза после работы ассистенткой загадочного фокусника оказывается в лечебнице для душевнобольных. Там женщина становится матерью, но ее ребенок необычен – его способна видеть только сама Луиза, за свою необычность мальчик получает от матери имя Мой Ангел. Спустя несколько лет, когда здоровье матери оказывается окончательно подорвано, Мой Ангел находит еще одного человека, с которым может общаться, не таясь, – это соседская девочка Мадлен, с рождения лишенная зрения. Много лет слепая девушка и невидимый юноша остаются самыми близкими людьми друг для друга, но однажды Мадлен решается на операцию, которая «раскроет ей глаза». Теперь Мой Ангел не уверен, что желает появляться перед возлюбленной в своем бестелесном облике, юноша опасается, что Мадлен не примет его необычную сущность…
На протяжении всей истории искусства культура заставляет нас верить в то, что внутренний мир человека обязательно должен быть прекраснее внешнего облика. Венера Милосская и Мона Лиза, «Щелкунчик» и «Красавица и чудовище», «Ирония судьбы» и «Формула любви» – мысль о внутренней красоте при внешних изъянах навязывается испокон веков. Но что мы видим в реальности? Насколько подобное мировоззрение оказывается применимо к обыденной жизни? Прямо скажем, не особенно. Избы обычно красны углами, а провожают человека по одежке точно так же, как и встречают. В кино такая прямота обычно демонстрируется в постмодернистских комедиях, но случаются и более серьезные взгляды на соответствие внешнего и внутреннего.
С этой точки зрения драма «Мой ангел» Гарри Клевена выглядит как минимум любопытно. Как и положено автору нетривиальному, Клевен снимает кино многослойное и многогранное, как добротный бриллиант – с какой грани в него ни загляни, всюду будет новая необычная картинка. «Мой ангел», например, начинается как вполне тривиальная история человека-невидимки – есть некое «бестелесное» существо, мальчик, который усилиями матери скрыт от внешнего мира. Со временем «невидимка» находит друга, и перед ним встает привычный для подобных сюжетов вопрос: достаточно ли новому другу только моего внутреннего мира и чувств или наличие тела обязательно? И вот тут возникает перелом – Клевен в какой-то момент задумывается: а может быть, правда, внешность важнее?
Наверное, отбрасывая метафорическую шелуху со слепотой и невидимостью, с таким сталкиваются те, кто знакомятся через Интернет – общение по переписке дает понять о человеке многое, десятки минут телефонных разговоров раскрывают множество нюансов, а беседы в скайпе страхуют от возможных неожиданностей, но реальная встреча в любом случае становится важнейшим событием – глаза остаются не только зеркалом души, они же и орудие первой оценки. Клевен придает обыденной «процедуре» первой встречи романтическое обрамление и заглядывает несколько дальше, чем принято в обычной жизни. Поэт, ничего не попишешь.
«Мой ангел» – вообще произведение очень поэтическое. Начинается и заканчивается лента возвышенными монологами о природе любви и красоты, создатели фильма используют красивейшие декорации, романтично окунают влюбленных в дождь, любуются обнаженным женским телом и бомбардируют зрителя сверхкрупными планами, делая зрителя буквально соучастником эротических игр. С одной стороны, это может раздражать – не все в наше время настолько эмоциональны и чувственны, чтобы с легкостью погружаться в чужие поцелуи, а с другой – все это дает ощущение жизни, крайне серьезное достижение для фильма, в котором главный герой не появляется в кадре ни разу.
Да-да, собственно Моего Ангела зритель видит только в образе накрытого простыней «привидения» или залитого дождем прозрачного «призрака». Нужно отметить, что для скромного авторского фильма в «Моем ангеле» достаточно впечатляющих эффектов, которые еще совсем недавно сложно было себе представить даже в крупных блокбастерах. Но изображение ведущего персонажа в фильме вторично, главное – столкновение взглядов буквально двух влюбленных. Физическое для них ничуть не менее важно, чем духовное, им, простите, хочется близости, настоящей семьи, подлинного счастья, а не разбирательств с внутренними демонами.
Разумеется, это всего лишь одна из интерпретаций происходящего на экране – каждый волен видеть в «Моем ангеле» свое кино. Работу Гарри Клевена приняли далеко не все, да и оценки увиденного сильно разнятся. Но кино тем и прекрасно – оно лучше любого зеркала отражает нашу душу. Кто-то в этом отражении видит увлекательную игру общепринятого и личного, а кто-то – исключительно пустоту, как главный герой. Ну так на зеркало пенять тоже дело последнее…
С 27 июля в кино.