Путешествие "Тельца" из Петербурга в Москву потребовало ровно столько времени, сколько надо было, чтобы довести до кондиции московскую публику, жаждущую увидеть новый фильм Александра Сокурова. Московский показ отменялся дважды, в последний четверг не состоялся заранее объявленный сенс для прессы, и страсти, естественно, накалились. Все-таки недоступность и дефицит остаются непревзойденным пиаровским приемом -- у нас, по крайней мере. В зале Дома кино был переаншлаг, собралась, что называется, "вся Москва". Картину представлял сам министр культуры Михаил Швыдкой. Он назвал ее "художественным событием", оспорив неназванного оппонента (может быть, внутреннего?), которому премьера "Тельца" представлялась событием политическим.
Путешествие "Тельца" из Петербурга в Москву потребовало ровно столько времени, сколько надо было, чтобы довести до кондиции московскую публику, жаждущую увидеть новый фильм Александра Сокурова. Московский показ отменялся дважды, в последний четверг не состоялся заранее объявленный сенс для прессы, и страсти, естественно, накалились. Все-таки недоступность и дефицит остаются непревзойденным пиаровским приемом – у нас, по крайней мере. В зале Дома кино был переаншлаг, собралась, что называется, "вся Москва". Картину представлял сам министр культуры Михаил Швыдкой. Он назвал ее "художественным событием", оспорив неназванного оппонента (может быть, внутреннего?), которому премьера "Тельца" представлялась событием политическим.
Ну, а в каких еще кординатах может воспринимать наше на корню политизированное сознание проект, связанный с именем вождя революции? Словом, к началу сеанса я была до того взвинчена, будто мне предстояло увидеть на экране не два дня из жизни умирающего Ленина, а собственную семейную хронику. В том все и дело. Вожди, идолы, кумиры, "тельцы" когда-то возглавляли большую семью, пребывающую ныне в рассеянии. Инфантильная привязанность к "отцам" прошла через стадию Эдипа, сыновья сводили с ними счеты, выбрасывая из могил. Сейчас поутихло, но то, что называют "фантомной болью", дает себя знать. В плохую погоду особенно. В фильме Ленин в момент просветления говорит Крупской: "Вы не представляете, что вас ждет после меня". Она и впрямь еще не представляет. Мария Ильинична, младшая сестра вождя, - та что-то предчувствует и осыпает брата упреками. Не понимая, отказываясь понимать, что он смертельно болен и невменяем, она корит его за эгоизм, за то, что он хочет уйти, а у него большая семья и на могиле матери он не был четыре года…
Зато мы, сидящие в зале, знаем все. И про Крупскую, которой Сталин пригрозил хорошо себя вести, не то он назначит другую женщину вдовой Ленина И про самих себя. Будущее, которого не зря страшилась Мария Ильинична, уже стало прошлым. Нашим общим прошлым. Но меня почему-то во время просмотра мучило необъяснимое чувство ответственности за этого безумного злобного старика – виновника нашей исторической драмы. До этого фильма он был для меня фигурой абстрактной, сначала сакральной, потом – скандальной, героем анекдотов. Я родилась и жила в мире содеянного им зла, которое поныне никак не расхлебать, никогда всерьез не верила в его изначально благие намерения, в "ленинские нормы жизни" и прочую риторику. Ну, обуян был человек идеей власти, не щадя никого, добился ее, но не насладился в полной мере. Умер рано – в 54 года. Умирал мучительно.
Воланд в белом. Светлая шинель в пол. Светлый китель. Светлая фуражка. Мягкие кавказские сапоги, левая рука прижата к туловищу. Он выходит из машины, и сразу ясно, что приехал хозяин, что вся обслуга у него под колпаком, что родственники вынуждены мириться с его бесцеремонностью: "Вы с нами пообедаете?" "Нет, в такое время я не обедаю". Он ловит прячущегося Ленина, как кот мышку, на открытой террасе. На той самой террасе, на которой художник в свое время изобразил их, чинно сидящими в креслах. "Один сокол – Ленин, другой сокол – Сталин". Наконец, молодой сокол поймал старого, вручил массивную трость от имени политбюро, изобразил заботу, глумливо ответил на вопрос, в чем главная задача революции. В гуманизме (!). И откланялся, обещая рассмотреть на политбюро просьбу вождя о яде. В момент прощания камера приближает к нам рябое темное лицо человека, который обвел вокруг пальца самого Ленина. Он – причина и следствие навязчивой идеи "господина вождя": "насилие – единственная точка опоры".
На экране исторические имена героев вслух не произносятся. Экран, вслед за главным героем, как бы потерял память. Когда за обедом Ленин спросит у Крупской, кто же это его навещал, она скажет вслух: "Генеральный секретарь нашей партии." А фамилию шепнет мужу на ухо. На что тот отреагирует репликой: "У нас все фамилии суровые: Каменев, Р- р-рыков, Молотов – кого они хотят напугать?"
Сценарий Юрия Арабова, получившего Каннский приз за "Молоха", замечателен по всем статьям. Это русский сценарий, где важен не только диалог – он превосходный, но произведение в целом, включая драматургию характеров, подробные описания описания места действия и образа действия. Мимезис заменяет здесь общественно-политический контекст, оставленный за кадром. Тем не менее даже те, кто не знает, что по приказанию Сталина умирающий Ленин был лишен всякого общения с миром, не получал ни газет, ни писем, ни телефонных звонков, в финале догадываются, как умножало его страдания изуверство "лучшего ученика". Ну, а слежки он уже не замечал. То и дело приоткрывалась дверь в его комнату и чей-то недобрый глаз наблюдал за действиями инвалида. Вот он лунатиком бредет по спальне, завернувшись в покрывало. Дряблое пастозное тело, лишенное мышц, тускло светится в полутьме. Вот он беспомощно заваливается на левую сторону, чтобы подтянуть непослушную правую, да так и остается, выбившись из сил. Никто из подглядывающих не приходит ему на помощь. "Вас здесь никто не любит", – говорит ему горничная Шура.