С танцевальными номерами картина справляется прекрасно, но все остальное, что обрамляет музыкальные битвы, не выдерживает никакой критики: пафос, шаблоны и полное отсутствие искренности
Много лет уже американская команда танцоров брейка и хип-хопа не может завоевать высоких мест в соревновании би-боев, проводимом ежегодно во французской столице. Хип-хоп-магнат Данте не желает мириться с тем, что США, где зародился брейк, потеряли свое влияние, и планирует собрать суперкоманду. Чтобы сделать из разрозненных танцоров коллектив, Данте приглашает своего старого приятеля по танцам Джейсона Блэйка, бывшего баскетбольного тренера, переживающего потерю жены и ребенка, погибших в автокатастрофе. Трехмесячные сборы дарят Блэйку новую семью, Америке – надежду на победу, а из ярких, но разрозненных танцоров делают DreamTeam!
Не нужно быть высоколобым кинокритиком, чтобы осознавать – плохого кино в мире полно. Пожалуй, еще больше очень плохого, хотя оно, к счастью, обычно не добирается до киноэкранов. Но есть в мировом кинематографе такая категория картин, которые настолько плохи, что это уже само по себе делает их чем-то особенным. «Короли танцпола» – именно из этой категории. Фильм настолько нелеп, ужасен и несвоевременен, что это превращает его в маленький шедевр. Впрочем, на полном серьезе воспринимать его не рекомендуется, и тогда зрелище приобретает настоящий размах.
Если бы в жизни режиссера Бенсона Ли не было еще одного фильма о танцах, «Планета би-боев», можно было бы посчитать, что «Короли» – это рассказанная языком Эзопа история противостояния сверхдержав, патриотическая агитка, направленная на возрождение нации, в которой автоматы заменяют танцы, а вооруженные конфликты прикрыты музыкальными батлами. Но нет, Ли серьезен. Он пафосен настолько, что фильм хочется смотреть стоя, приложив правую руку к сердцу.
Начнем с того, что фильм открывается сценой, в которой магнат брейка и хип-хопа разносит своих подчиненных с криками: «Брейк-данс перестал быть крутым! Родина хип-хопа, США, проигрывает соревнования!» Да, друг. Это правда, восьмидесятые прошли… Но магнат Данте не успокаивается и организует команду «Непревзойденные», рассчитывая на то, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Будто этого мало, дальше следует шаблон за шаблоном, каждый из которых словно специально соревнуется с другими за звание «не пришей кобыле хвост». В ход идет любое оружие. Тренер будущей команды, «естественно», только что потерял в автокатастрофе жену и ребенка, теперь он алкоголик и неудачник. Помощник тренера не забывает при каждом удобном и неудобном случае вставить в речь сообщение о том, что он еврей, но его религия – хип-хоп. В команде обязательно наличествуют бывший афганец, гей, еще еврей, друзья «не разлей вода», два бывших друга, не поделивших девушку, бедняк, собирающийся выиграть деньги для своей семьи, и все такое прочее… Словно и этого недостаточно, к команде присоединяется девушка-хореограф (ну нельзя же совсем без женских персонажей), но и она оказывается (внимание!) сексуальным меньшинством.
С таким набором «характеров», которые правильнее называть «картонными ростовыми фигурами», сюжет даже не думает удивлять. Тренер устраивает своим танцорам временный «военный лагерь», где будущие победители сначала конфликтуют, дерутся, строят друг другу подлянки, но со временем образуют настоящий Дримтим. Естественно, преображение сопровождается ведрами пафосных рассуждений, громких фраз и выводов, каким позавидовал бы сам Капитан Очевидность. Зато это заводит и подводит к главному блюду фильма – танцам.
Я давно пришел к выводу, что 3D – технология, годная только для двух жанров, фантастики и танцев. И «Короли танцпола» – еще одно тому подтверждение. Фильм можно спокойно смотреть без очков, но ровно до тех моментов, когда включается музыка, на сцене зажигаются прожектора и команды танцоров предстают перед зрителями. Тогда начинается волшебство. Мало того что брейк-данс и сам по себе весьма зрелищный стиль, в картине используется очень интересный прием: камера показывает сцену словно из толпы фанатов – перед глазами зрителя вырастает лес рук, и создается полное впечатление, что ты находишься у самой сцены в прыгающей в такт музыке неистовствующей толпе.
Сложно представить, что кто-то из зрителей попадет на сеанс «Королей танцпола» случайно. Те, кто придут посмотреть на 3D-фильм о танцах, зрелищем разочарованы не будут. Те, кто соскучился по Джошу Холлоуэю (наверное, есть такие), получат его ровно таким, какой он распрощался со зрителями в последнем эпизоде «Остаться в живых». Если же кто-то желает посмотреть драму становления, преодоление личностного и командного кризиса, путь к победе, то лучше выбрать картину посерьезнее – «Короли» в этом плане перегнули. Танцевать им явно ничего не мешает, а вот думать нечем, да и незачем.