Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Маленькие женщины и война бесконечности: рецензия на аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Воительницы в матросках несут возмездие во имя Луны теперь на Netflix.

Добавить в закладки
Маленькие женщины и война бесконечности: рецензия на аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 467 публикаций
Кира Голубева
Кира Голубева Автор film.ru с 2018 г. 27 публикаций

Воссоединения, возвращения, продолжения — ностальгическая машина поп-культуры вернула ещё один из главных трофеев 90-х на экраны (пусть для нас и на малые): на Netflix вышел двухсерийный полнометражный фильм «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун». Это продолжение реинкарнации аниме 2014 года — «родительская» студия Toei перезапустила мангу Наоко Такуэти, но, вероятнее всего, это событие застали лишь преданные поклонники франшизы. Netflix же заставляет вернуться к храбрым воительницам даже туристов во вселенной — хотя бы из сентиментальных побуждений. Мы решили, что будет справедливым поделиться мнением о новом полнометражном аниме сразу из двух лагерей — ниже две рецензии: от страстной фанатки со стажем и ностальгирующей гастролёрши в волшебном мире.

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Добро пожаловать в цирк Мёртвой Луны!

Даже если вы с трудом можете вспомнить, что Мамору, Такседо Маск и принц Эндимион — это разные ипостаси одного и того же персонажа, и не понимаете, почему Чибиусе надо вернуться назад в будущее, откуда она когда-то прибыла, это, скорее всего, никак не повлияет на восприятие в целом. Авторы заботливо и последовательно объясняют всё, что нужно объяснить: от фундаментальных законов вселенной до крохотных деталей, характеров персонажей и родственных связей (да, малышка — дочка Усаги и Мамору). Школьницам-воительницам предстоит собраться вместе вновь, чтобы защитить свои заветные мечты от посягательств артистов цирка Мёртвой Луны — те (как обычно) стремятся захватить мир, и только девочки в матросках могут остановить вторжение. Но полное солнечное затмение привело на Землю гостей и поприятнее: говорящий Пегас (впрочем, похож он скорее на единорога) Гелиос сообщает Чибиусе, что наконец отыскал деву (что бы это ни значило).

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

И повторится всё, как встарь: точь-в-точь по тропам мультсериала

«Красавица-воин Вечная Сейлор Мун» официально вышла на Netflix по всему миру в четверг, 3 июня. В кинотеатральном окне в Японии релиз был разделен на две части и выходил в разные даты. Стриминг же объединил их в двухсерийный полнометражный фильм. Это первое появление Сейлор Мун на платформе-гиганте («Сейлор Мун. Кристалл» и оригинальное аниме сейчас лежат на Hulu).
Действие разворачивается после событий третьего сезона «Кристалла»: Чибиуса готовится отправиться в будущее, в ХХХ век, но её планы рушит цирк Мёртвой Луны, с которым предстоит сразиться Сейлор-скаутам. Это главная группа антагонистов, в которую входят королева Нехеления, старушка Циркония, а также злодеи уровня пониже, например, амазонки, которые воскрешают в девочках все самые неприятные воспоминания с помощью лемуров — кого-то (или чего-то?) вроде дементоров из «Гарри Поттера». Кстати, это не единственное родство (пусть и дальнее) со вселенной Роулинг: ближе к концу появится и зеркало «Еиналеж», которое сыграло ключевую роль в решающей схватке и в «Философском камне». Цирк же стремится завладеть не гранитом бессмертия, а минералом помощнее — Серебряным Кристаллом (как и большинство злодеев этой вселенной).

Фильм сразу же влюбляет тем, насколько обескураживающе откровенно показывает главные страхи и неуверенность героинь в себе; кроме того, зритель отправляется на свидание с переживанием каждой из них, и вместо «массовки», поддерживающей центральную фигуру Усаги, Сейлоры становятся самостоятельными и равнозначными воительницами отряда света. Есть в этом во всём и психотерапевтическая подоплёка — своего рода напутствие юным (или юным душой) зрительницам о необходимости прислушиваться к своему внутреннему «я», в котором и обретается настоящая сила.

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Возможно, наблюдателям, не посвящённым в таинства вселенной, «Вечная» может показаться всё же местами излишне запутанной. Ядром конфликта за владение Землёй становится цирк Мёртвой Луны, прибывший в Японию. Когда их лидер, Циркония, посылает трио амазонок проникнуть в умы Сейлоров, чтобы их уничтожить, Сейлор Мун, Такседо Маск и их будущая дочь должны дать агрессорам отпор на поле игр разума. В то же время Пегас по имени Гелиос влюблён в Чибиусу, которая пытается определиться с природой своих чувств к Мамору, зная, что он её будущий отец. От количества нюансов и крохотных деталей мозгу грозит перегрузка, поэтому есть риск, что случайный прохожий, заглянувший на этот космический праздник жизни, пусть и поймёт основную канву сюжета, но вполне себе может остаться разочарованным. А вот поклонники франшизы найдут здесь для себя множество вещей, из-за которых смогут проникнуться и этим полнометражным аниме: от ностальгических флешбэков до невероятной красоты анимации. В конце концов «Вечная» — это плоть от плоти франшизы Сейлор Мун, почти что идеальный экспонат музея славы Луны в матроске: в нём есть и сложносочинённые антагонисты, и эпическое финальное сражение, и те самые завораживающие превращения. Хотя эти два фильма, по сути, являются четвёртым сезоном «Сейлор Мун. Кристалл», они, похоже, заложили основу для очередного продолжения, учитывая трансформацию Усаги в Вечную (по словам Дианы — кошки Чибиусы, — вечная Сейлор Мун по своей силе ближе всего к королеве Серенити. В финале фильма, соединив вместе силы всех воительниц, Сейлор Мун приобретает новую форму, обзаводится ангельскими крыльями вместо привычного нам банта, а волшебный Лунный Калейдоскоп заменяется на Вечный Жезл).

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Единственное, что может немного выбить праздничную почву из-под ног, — фраза, которую произносит Сейлор Уран: «Чтобы стать леди, придётся сильно потрудиться». Довольно сомнительная формулировка про соответствие навязанным обществом идеалам феминности, которой явно не место в воодушевляющем на честное самоопределение нарисованном мире.

Кира Голубева

Я несу возмездие во имя любви

В первую очередь удивляет будто бы полное отсутствие дистанции: не будем считать, сколько лет прошло с 1997 года, когда завершился аниме-сериал, но с первых кадров возникает впечатление, что в том прекрасном заповедном мирке детства ничего не изменилось и всё на своих местах. Разумеется, ни один камбэк (в том числе реюнион «Друзей») художественного фильма или сериала не способен на магию, которую сотворила студия Toei. Просмотр сродни возвращению в отчий дом и родную комнату, где всё так же на полках пылятся пластмассовые фигурки воительниц в матросках. Но, стартуя на силе ностальгической тяги, «Вечная Сейлор Мун» заполняет экраны стриминга не только нежными сувенирами с ярмарки воспоминаний, но и набором морально-этических установок и ценностей, которыми жила и дышала поп-культура в 90-х.

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Основной валютой двух серий полнометражного фильма становятся мечты: то ли как в «Сказке о царе Салтане», то ли как в «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт, японские школьницы взахлёб рассказывают о сокровенных желаниях своих юных сердец, очень отличающихся друг от друга и очень искренних. Как и сёстры Марч, Усаги, Ами, Рэй, Макото и Минако совершенно по-разному представляют то, что составляет их счастье: карьера врача, замужество, служение в храме, слава… Мечта за мечтой совершенно незаметно «Сейлор Мун» превращается в «Оно» Стивена Кинга (ту часть, что сосредоточена во второй главе дилогии Мускетти): каждой воительнице предстоит столкнуться со вторым пластом своих чаяний, надежд и страхов в психотерапевтическом изводе. Линейно и схематично построенный сюжет проводит экскурсию по душевным закоулкам, чтобы дать всем героиням по очереди возможность сначала обнаружить своё уязвимое место, а затем преодолеть брешь слабости и сомнений. Борьба их выглядит, разумеется, красиво и эффектно, а в хронометраже заложено достаточно времени на любование теми самыми культовыми сценами превращений. Визуально — настоящее торжество.

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

Кадр из аниме «Красавица-воин Вечная Сейлор Мун»

В то же время удивляет амплитуда происходящего на экране: с одной стороны, силуэты школьниц (и даже совсем юной Чибиусы) сексуализированы и впору говорить о беззастенчивой объективации, ещё и подкреплённой финальным пассажем о том, как непросто стать леди. С другой — эта нарисованная эротика — категория исключительно стилистическая и эстетическая, чувства и чувственность представляются материей категорически целомудренной, как в отношениях Мамору и Усаги, так и в комплексе Электры Чибиусы, которая не скрывает платонических чувств к папе (в целом её можно понять, Такседо Маск — первая эротическая фантазия всех леди, рожденных в начале 90-х). Любовь и дружба, в общем-то, становятся решающими звеньями в спасении мира. И этот паттерн если не кажется устаревшим (хотя он, конечно, вечный), то точно отвечает заповедям поп-культуры 90-х.

В этом же ключе одновременно сентиментально и благородно смотрится единый вывод на всех: помимо личного и у них есть одна общая мечта (звучит наивно и патетично в тексте, но с экрана не вызывает сомнений) — защищать Землю и поддерживать мир. И в эпоху индивидуалистов, в эру победившего «Ла-Ла Ленда», где частное всегда ставится над общим, этот трогательный коллективизм и совокупная решимость одновременно и удивляют, и радуют, и поражают своей лучезарной простотой. Такая вот певучая мелодия о силе сестринства и непоколебимом духе единства. Во имя Луны.

Настасья Горбачевская
Текст: Настасья Горбачевская, Кира Голубева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?