Веселое и увлекательное продолжение «В поисках Немо», которое, однако, идейно и драматически слабее предыдущей ленты
Веселое и увлекательное продолжение «В поисках Немо», которое, однако, идейно и драматически слабее предыдущей ленты.
Проведя полгода вместе с Марлином и Немо, рыбка-хирург Дори начинает вспоминать родителей, которых она почти что забыла из-за своих проблем с памятью. Когда Дори удается припомнить, что она малышкой жила у побережья Калифорнии, рыбка уговаривает Марлина и Немо отправиться на поиски ее родных. Добравшись до прибрежного города Морро-Бэй, троица узнает, что Дори родилась и выросла в Институте изучения морской жизни – грандиозном человеческом заведении, где обитателей океана исследуют, лечат и экспонируют для посетителей. После того как забывчивая рыбка снова знакомится со своими прежними друзьями и заводит нескольких новых, ей остается лишь вспомнить, в каком аквариуме живет ее семья.
Когда в середине 2000-х решался вопрос, сохранит ли студия Pixar свою связь с Disney или пойдет другим путем, диснеевцы грозились, что в случае расторжения контракта с Pixar сами нарисуют сиквелы для таких хитов, как «В поисках Немо». Они даже создали студию компьютерной графики Circle 7 Animation, чтобы пиксаровцы знали, что это не пустая угроза. Говорят, что главный пиксаровец Джон Лэсситер плакал как ребенок, когда выступал перед подчиненными и рассказывал, что их творения могут оказаться в чужих руках. Когда сотрудничество между двумя компаниями не прекратилось, а углубилось, Circle 7 Animation была немедленно расформирована. Однако это не значило, что Walt Disney отказалась от планов продолжения «В поисках Немо». Просто Pixar получила право выпустить сиквел тогда, когда сочтет это возможным.
Десять лет спустя сценарист и режиссер «В поисках Немо» Эндрю Стэнтон выполнил свое обещание Walt Disney и создал сиквел «В поисках Дори». По его заверениям, он начал работать над проектом, когда убедился, что придумал сюжет, достойный стать рядом с драматичным и увлекательным повествованием предыдущей ленты. Но Стэнтон то ли переоценивает свое новое творение, то ли кривит душой ради пиара, поскольку очевидно, что сюжет «Дори» слабее сюжета «Немо».
Почему? Потому что «Немо» рассказывал об отце и маленьком ребенке. Малыши не должны разлучаться с родителями, и когда такое происходит на экране, зрители всем сердцем желают, чтобы семья воссоединилась. При этом «Немо» не только играл эмоциями публики, но и проводил через всю картину важную, универсальную и не для всех очевидную мораль, что дети и родители должны больше доверять друг другу. Первые должны верить вторым, когда те предупреждают об опасности, а вторые не должны считать первых беспомощными малышами, если те уже достаточно взрослые, чтобы совершать осмысленные поступки. «Немо» был в полной мере семейным зрелищем, из которого каждый мог что-то вынести для себя.
«Дори» также повествует о семейной разлуке, но заглавная героиня уже давно не ребенок. Дори в том возрасте, когда жизнь с родителями не только не обязательна, но и порой вредна, поскольку задерживает взрослого человека в детском образе мыслей. Конечно, зрителям хочется, чтобы семья голубых рыбок воссоединилась, но это совсем не такое сильное «хотение», как в случае с «Немо». Ясно, что при любом раскладе ничего страшного Дори не ждет. Она ведь уже взрослая и самостоятельная, и у нее уже есть новая семья в лице Марлина и Немо, готовых плыть с ней за тридевять морей. Откровенно говоря, поиски родителей для рыбки – скорее блажь, чем насущная необходимость. И это делает «Дори» куда менее драматичной, чем «Немо».
А что же мораль? Она в новом фильме такая: «Инвалидам надо помогать, потому что им есть чем помочь своим здоровым друзьям». Да-да, отправив персонажей в медицинский центр для морских обитателей, Стэнтон населил картину разного рода калеками. Тут и Дори с ее провалами в памяти, и полуслепая китовая акула, и кит-белуха, не умеющий пользоваться эхолокацией, и потерявший щупальце осьминог, и туповатый морской лев, и даже «чокнутая» гагара. Каждый из них по отдельности представляет собой жалкое зрелище, но, объединив усилия, они могут добиться общего хеппи-энда.
Все это, конечно, правильно и благородно, но, во-первых, это куда менее универсальная мораль, чем касающаяся любой семьи главная мысль «Немо». А во-вторых, некорректно одновременно воспевать инвалидов и посмеиваться над тем, как китовая акула вечно врезается в стенки своего бассейна, или над тем, как в голове Дори путаются мысли. Картина включает столько шуток и гэгов по поводу «особенностей» персонажей, что заставляет вспомнить школьные дразнилки вроде «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза». И хотя в финале лента реабилитирует и даже героизирует почти всех, по поводу кого ранее прикалывалась, осадок все равно остается неприятный. Особенно когда ассоциируешь себя с кем-то из героев.
Впрочем, при всех вышеупомянутых недостатках «Дори» манипулирует зрительскими чувствами не слабее, чем «Немо», и трудно не засмеяться, не умилиться или не заплакать, когда картина этого требует. Поиски семьи рыбки в огромном учреждении, смертельно опасном для не умеющих дышать на воздухе существ, оказываются лишь немногим менее увлекательными, чем путешествие в Австралию в первой картине, а финал ленты по динамизму и накалу страстей мог бы поспорить с блокбастерными боевиками. Графика фильма несколько ограничена необходимостью продолжить визуальную линию «Немо», но все же пиксаровцы смогли наполнить ленту эффектными кадрами. И, конечно, приколы, как принято в американских мультфильмах, сыплются почти непрерывным потоком, и среди них немало удачных и остроумных. Так что «Дори» – более чем достойный высокобюджетный мультфильм, но не дотягивающий до уровня «В поисках Немо» и, кстати, недавнего диснеевского «Зверополиса». Очередное подтверждение того, что диснеевцы больше пиксаровцев выиграли от контракта 2006 года.
С 16 июня в кино.