В прокат вышло «Заклятие 3: По воле дьявола»: несложно предположить, что там, где появляются Эд и Лоррейн Уоррены, вокруг творится опять какая-то чертовщина. В новом продолжении титульного фильма франшизы произошла смена постановщика: пост режиссёра занял Майкл Чавес, а праотец франшизы Джеймс Ван осуществлял родительский контроль как продюсер и сценарист — само собой, изменения в авторском составе сказались и на общей гармонии «Заклятия». Впрочем, это уже восьмой полнометражный фильм одной из самых успешных хоррор-франшиз, и впереди ещё минимум два (сольник «Горбуна» и сиквел «Монахини»), а значит, метаморфозы во вселенной неизбежны, а стагнация скорее губительна.
Мы решили отправиться в зловещий край перевёрнутых распятий и вспомнить все картины вселенной, а заодно попробовать их расставить от худшей к лучшей.
Мало кто знает (да и, честно говоря, незачем), что вселенная «Заклятия» включает в себя ещё и короткометражные фильмы. Дело в том, что перед выходом триквела «Проклятия Аннабель» Ван запустил конкурс двухминутных работ для всех фанатов франшизы. Главное условие было одновременно простым и коварным: нужно было лишь снять картину, которая может существовать во вселенной Уорренов. Правда, из пяти победителей конкурса только одна прямо связывает сюжет с персонажами «Заклятия», но, кажется, австралийский постановщик посчитал, что стилистически все эти лауреаты вписываются в созданный им канон. И с этим уже действительно трудно спорить: каждая короткометражка пытается копипастить почерк Вана. Иногда, как в случае «Медсестры» Джулиана Терри, более удачно, иногда, как это произошло с «Невинными душами» Алехандра Лопеса, — менее.
Сложно сравнить какую-то из этих работ с полными метрами «Заклятия» — слишком разные весовые категории и цели. Но нам кажется честным указать их в особых упоминаниях: не просто так ведь Ван включил картины во вселенную, верно? Причём три из них относительно любопытные. В «Медсестре», например, девочка, прошедшая через операцию на глазах, остаётся наедине с демонической обитательницей госпиталя, в «Что случилось с мамой», снятой одним дублем (это, кстати, первая картина, которую авторы пытаются связать с Уорренами, ведь главные герои ждут скорого прибытия знаменитых демонологов), показана история неудачного экзорцизма. А в «Исповеди», чей финал визуально уж очень напоминает фильмы Вана, девушка рассказывает священнику о недавней встрече подруг со зловещим духом. «Невинные души» и «Колыбельная Бланда» — скорее наивные и не шибко изящные любительские короткометражки, но даже в них чувствуется дьявольское обаяние вановской франшизы. Словом, эксперимент не провалился, хотя и назвать его однозначно успешным тоже сложно.
Спин-офф об очередном демоне из «Заклятия» был неизбежен. Когда «Аннабель» оказалась настолько востребована в прокате, что вышло аж два фильма и уже готовился триквел, студийные боссы, кажется, вовремя спохватились и решили повально давать эпизодическим антагонистам сольные проекты (сейчас, например, ещё и планируется хоррор про Горбуна). Честно говоря, такие случаи в кино редко заканчиваются удачно — вот и «Проклятие монахини», которая рассказывает о происхождении Валака, оказалась чуть ли не худшей частью франшизы. Не помогли ни младшая Фармига в главной роли, ни бессменный сценарист аннабелевской трилогии Гари Доберман, ни центральный злодей.
Хотя Валак — выдающийся персонаж не только в рамках «Заклятия 2», но и вселенной Вана вообще, его пугающе холодного взгляда в инкарнации монахини здесь оказалось недостаточно. Забудь на секунду, что перед тобой фильм одной из самых кассовых хоррор- франшиз, и может показаться, будто забрёл в кинотеатр на сеанс лениво написанного b-movie для самых отъявленных (и лояльных) фанатов жанра. По отдельности все его элементы вроде бы любопытны: сеттинг Румынии 50-х, мрачные закоулки церквей, борьба монашек с силами зла и, куда уж без этого, очаровательный Демиан Бишир в роли святого отца. Но как только кино пытается рассказать историю, все его нарративные приёмы складываются в обыкновенный клип — ничуть не страшный, ничуть не эффектный и лишённый всякого смысла. Зато неимоверно глупый: настолько, что хотя бы можно посмеяться во время сеанса.
Со временем стратегия расширения «Заклятий» сделала упор на географию: уже во втором титульном фильме Уоррены отправились в Лондон, действие «Монахини» не только откатилось назад во времени, но и переехало в Румынию, а «Проклятие плачущий» пусть и с координатами в Лос-Анджелесе, но заигрывает с латиноамериканским культурным кодом. Ла Йоррона — призрак плакальщицы, которым пугают детей за непослушание (по ночам можно слышать её сдавленные стенания), и стала главным демоном фильма. Не обошлось и без связующего звена — в картине появляется отец Перес (Тони Амендола), который был одним из главных фигурантов по делу «Проклятия Аннабель».
Но, несмотря на космополитизм картины и зрительную инклюзивность, её скорее можно назвать проходной. Во-первых, паттерн с матерью, убивающей своих детей, уже был обыгран в первом фильме вселенной — и довольно зловеще. Это не единственное повторение: дебютант Майкл Чавес (в отличие, скажем, от Сандберга) слишком старается копировать авторские приёмы Вана, не привнося в наработанные шаблоны собственной оптики. От этого стандартный набор приёмов выглядит сиротливо и простовато — как следствие, «Плачущая» меркнет на фоне прочих фильмов франшизы.
До выхода «Проклятия монахини» казалось, что первая «Аннабель» — мягко говоря, неудачный спин-офф. Теперь, спустя несколько сиквелов и сюжетных ответвлений, можно смело заявить: могло быть и хуже. Немного от «Ребёнка Розмари», немного от вановского «Заклятия», и получился не то чтобы заурядный, но на фоне уорреновской эпопеи всё же блёклый фильм. Жанровый задор сменился ремесленнической оптикой Джона Р. Леонетти, да и сама история как будто упростилась (казалось бы, куда больше, но нет). Без семейки Эда и Лоррейн наблюдать за противоборством с духами и демонами стало не так интересно, а компенсировать утраченное обаяние дуэта не смог ни один из актёров.
С другой стороны, история об инфернальной кукле была обречена на успех. Жуткая Аннабель, которая будет вам сниться не одну ночь, если вы решите посмотреть все фильмы трилогии за раз, остаётся, пожалуй, страшнейшим антагонистом франшизы. Пускай первая часть не раскрыла потенциал, кхм, игрушки дьявола, но она, что важнее, дала старт довольно неплохой серии, которая приведет нас к потрясающему сиквелу Дэвида Ф. Сандберга и удобоваримому триквелу Гари Добермана. Начало, как говорится, положено.
«Аннабель пришла домой» — гласит оригинальное название триквела, похожее на зачин считалочки. И правда, фильм сценариста Гари Добермана, пересевшего в режиссёрское кресло, напоминает детский стишок на выбывание. Уоррены отбывают по своим оккультным делам и оставляют дочку на попечение няньки и её подруги: что может пойти не так в доме, который под завязку набит дьявольскими артефактами? Разумеется, всё.
Третье пришествие Аннабель отличается и от своих предшественниц, и от вселенной в целом: поставив в центр сюжета подростков, Доберману удалось и облегчить общую интонацию вселенной, и разбавить перевёрнутые кресты изрядной дозой юмора. Проблемы пубертата не хуже программных монологов о семейных скрепах ложатся на победу над демонами, которых, кстати, очень много для картины, действие которой укладывается в одну ночь. В сумме это и правда похоже на вечеринку у Уорренов дома, где подростки и черти развлекаются как могут, пока старшие в отъезде. Впрочем, Доберман всё же побоялся уйти в метакомментарии или провести саркастическую ревизию — от этого « Проклятие Аннабель 3» стало ещё одним симпатичным сувениром с проклятых берегов, но без претензий на большее.
Мы уже ругали Чавеса в пассаже о «Проклятии плачущей», и в целом ко второй картине в фильмографии постановщика ситуация не сильно изменилась: он всё ещё с ученическим упрямством следует заветам праотца вселенной Джеймса Вана и всё ещё не сдал норматив на заслуженного мастера спорта по саспенсу и скримерам. Тем не менее в отсутствие режиссерской изобретательности фильм выигрывает схватку с демонами другими манёврами.
Джеймс Ван всё же не покинул насовсем своих любимых детей Эда и Лоррейн Уорренов: он является не только продюсером, но и автором сценария — и третья часть отличается и жанровой огранкой, и методом построения пространства. Чета демонологов теперь гастролирует по проклятым местам и не привязана к одному чердаку плохого дома, как это было в предыдущих картинах. Кроме того, от семейного хоррора франшиза двинулась в сторону мелодраматического детектива. И если интрига с загадкой «кто убийца» (то есть оккультных дел мастер) хоть и реструктурирует схему сюжета, но не переворачивает пляски демонов с ног на голову, то сентиментальные ноты лишний раз выделяют главную причину успеха франшизы, а именно Эда и Лоррейн Уорренов. На Веру Фармигу и Патрика Уилсона смотреть можно бесконечно, каких бы полтергейстов они ни отправляли обратно в ад: вероятно, на тяге сумасшедшей химии этого священного союза при желании можно вытянуть и не один сезон сериала.
В 2013-м швед Дэвид Ф. Сандберг выпустил неожиданно успешную короткометражку Lights Out. Позже, спустя три года, на экраны выйдет полнометражная версия под кураторством в том числе Джеймса Вана, а ещё через год два этих автора возьмутся за новую часть «Проклятия Аннабель», которая, по мнению многих фанатов, остаётся чуть ли не лучшим эпизодом всей франшизы «Заклятия». Это, что любопытно, ещё и приквел: картина рассказывает о появлении знаменитой куклы и её первых жертвах до того, как ей не повезло попасть в руки к Уорренам.
«Зарождение зла», как и любой другой фильм Ф. Сандберга, может, не блещет какими-то оригинальными жанровыми решениями, но выдаёт в режиссёре выдающийся ремесленнический подход. Он настолько мастерски жонглирует приёмами хоррора, что обращается со всеми джампскейрами и мизансценированием с ювелирной точностью. Если выбирать какого-то приемника Вана из всех многочисленных постановщиков вселенной, то им, без сомнения, окажется Сандберг: его «Аннабель» — идеальный пример фильма ужасов, который абсолютно не выходит за устоявшиеся рамки, но чувствует себя комфортно даже в таком древнем жанровом шаблоне.
После первого «Заклятия» было неясно, как Ван собирается поднимать планку. Повторяться для него — слишком просто, но и с сиквелами собственных фильмов австралийский режиссёр до этого почти не работал («Пилу» он курировал, но не снимал), а значит, продолжение оказывалось эдаким авторским вызовом самому себе. К счастью, челлендж удался: второе «Заклятие», может, и недотягивает до оригинала, но Ван умудрился снять такое же искреннее кино, продолжающее идеи первой серии.
Причём кино, как ни парадоксально, рождественское и уютное: несмотря на все ужасы, творящиеся вокруг, по дому героев и на улицах расставлены праздничные ёлки, а Уоррены ежесекундно (а особенно в сцене, где Патрик Уилсон исполняет Can't Help Falling In Love Элвиса Пресли) напоминают зрителю о том, что любовь победит любые силы зла. Продолжение снято и написано так же мастерски, как и предыдущий фильм, и если сравнивать дилогию Вана с триквелом, то сразу станет ясно, что потеряла франшиза после смены режиссёра. Благо, осталась та самая химия между Эдом и Лоррейн, которая во второй части достигла своего апогея, — хотя бы за это стоит ценить сиквел.
С одной стороны, решение очевидное, с другой — неоспоримое: первое «Заклятие», пожалуй, идеальный зрительский фильм ужасов, который и запустил аттракционы проклятого парка развлечений. Джеймс Ван к тому моменту уже стал автором двух знаковых жанровых франшиз: «Пилы» и «Астрала», где вплотную подобрался к сумеречной зоне. На почве своей любви к классическим ужасам вроде «Изгоняющего дьявола» он «вскормил» ещё одну вселенную, которой удалось побить успех предыдущих.
В чём же секрет? Вероятнее всего, никакой особенной тайны и волшебного ингредиента здесь нет: семейные скрепы, образцовая пара: Эд и Лоррейн, та самая надпись «основано на реальных событиях» и жанровые приёмы, которые работают как часы. И, пожалуй, главное — пусть и наивное, но вечное: добро вновь и вновь побеждает зло. И делает это самоотверженно и, разумеется, с большой любовью. Все демоны, которые щекочут нервы два часа хронометража, отправляются в ад, а земля обетованная становится раем в кругу самых родных и близких. И, может, популярность франшизы говорит не только о таланте авторов, но и о зрителях, которые истосковались по бескомпромиссно счастливым финалам и всё ещё верят в них.