На экраны вышла "Наша Маша и волшебный орех" -- дебют в трехмерной анимации Егора Кончаловского, пересказавшего "Щелкунчика" на современный лад.
Неподалеку от частного горнолыжного коттеджа, где живет с родителями простая сноубордистка Маша, падает прямо в сугроб космический грецкий орех, умеющий исполнять желания. К ореху проявляет нездоровый интерес пара местных крыс, но от злобных грызунов Машу отбивают внезапно ожившие игрушки – трансформер Гоша, медведь Михей и Буратино Борька. Суть да дело, вся компания проваливается в параллельный мир, где игрушки принимают антропоморфный облик: трансформер превращается в блондинчика, медведь в качка, а Буратино Борька – в нечто вроде Гарри Поттера. Для соблюдения копирайта – сильно неотесанного. В паралельном мире, как объясняет тут же местный житель в тирольских шортах, засевший в малиновом кусте, все идет не слава богу. Наглый узурпатор из замка на холме держит Солнце на цепи и эксплуатирует буколических крестьян ненормированным рабочим днем, терроризируя их к тому же крысами, обернувшимися просто гопниками. Несложно догадаться, что космический грецкий орех нужен этому предприимчивому человеку, чтобы стать Императором Вселенной.
Те, кому покажется знакомой эта история с грызунами и негоядяем в замке на холме, напрягают память в абсолютно верном направлении. За нашей Машей скрывается та самая Мария, получившая в подарок на Рождество зубастую погремушку для расщепления орехов. За нашим Гошей, трансформером-блондинчиком – собственно Щелкунчик. И, наконец, за самодуром в кожаных штанах, мучающим крестьян незаходящим Солнцем, гофмановский Крысиный Король. Хрестоматийный сюжет модернизировали и адаптировали для экрана очень долго: над фильмом начали работать в 2004-м, но закончили лишь к Рождеству 2009-го, при этом премьеру несколько раз откладывали – "для доработки анимации". Посмотрев на результаты, скажем не таясь, что если бы перенесли опять, а потом, когда отпустит кризис, пару раз еще, издав для пущей верности прямиком на ДВД – оказались бы снова правы: изобразительная часть стала тем орехом, о который обломал себе зуб создатель двух первых "Антикиллеров" Егор Кончаловский, дебютировавший тут в детской анимации. Прочие орехи – ужасную озвучку, параллельный мир, навеянный упаковкой Барби, и мелкое эпигонство типа срисованного с "Железного Гиганта" Брэда Бёрда трансформера Гоши, упоминать не будем: на фоне отечественного 3D они просто теряются.
Потому что от того, как выглядит 3D-Гофман на экране, хочется или прикусить язык, или оскалиться Щелкунчиком. За пять прошедших лет, пока на компьютерах дорабатывали Машу с Гошей, техника убежала далеко за горизонт, и возиться так долго со столь сложным 3D-проектом просто не имело смысла: даже в видеоиграх люди двигаются уже намного лучше. К тому же авторы приняли стратегически неверное решение оживлять реальные 3D-образы, на что не решаются даже демиурги из "Пиксара", предпочитающие героям в натуральную величину смешных уродцев – так легче скрыть дефекты рендеринга, из-за которых компьютерные люди напоминают заторможенных андроидов.
Непонятно зачем вообще нагружать модным 3D-рендерингом производственные мощности нашей анимации, которая и так стоит на ногах не твердо, а с 3D знакома плохо? Не лучше ли отказаться от модной игрушки вообще, пока технология не станет совсем доступной: все-таки модернизировать Гофмана в стиле Шрэка за пять миллионов долларов, когда даже в Европе какие-нибудь "Мухи 3D" обходятся в сорок миллионов евро, это, право, не серьезно.