На фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» показали лихую криминальную комедию о жадности и неприятном наследстве.
Тольятти, 1999 год. Руководителем одной из влиятельных ОПГ был Мидас (Павел Прилучный). Криминальный авторитет обманул дружков и спрятал общие деньги в машине, собрав уникальную золотую «Ладу». Несколько лет доблестный милиционер Огурцов гонялся за Мидасом и его бандой и в итоге отправил всех за решётку. Лидеру ОПГ дали 24 года. Никто из криминального города не знает, куда делись общие деньги. Огурцов заботливо ставит машину к себе в гараж. А уже в наши дни Мидас выходит на свободу и тут же получает пять пуль в сердце. На похороны деда из Нидерландов приезжает внук Артур (Роман Евдокимов). В это же время умирает знаменитый милиционер Огурцов, а стоявшая в гараже никому не нужная «Лада» достается внуку Паше (Эльдар Калимулин). Молодой человек быстро понимает, что машина золотая. Судьба сводит Пашу и Артура вместе, но за золотом гоняются друганы Мидаса.
Динамичную и улётную «Ладу Голд» снял Никита Власов («В Бореньке чего-то нет» и «Мажор в Сочи»), для молодого автора это пока, безусловно, лучший проект в карьере. Сценарий Власов написал вместе с Егором Чичкановым, постановщиком сериала «И снова здравствуйте!». В работе над «Ладой Голд» сошлись два эксперта в изображении криминала на экране, причём с юмором и необходимо высоким уровнем насилия.
У сериала классический зачин с погоней за ценным предметом. Уже во второй серии постаревшие дружки Мидаса и молодые коллеги отошедшего в мир иной авторитета догадываются, что спрятанные деньги в «Ладе». Но действие развивается в двух временных пластах, так что это не линейная погоня, а постоянные прыжки из одной эпохи в другую.
В 1990-х показана хроника противостояния Огурцова и нескольких ОПГ. 30 лет назад город принадлежал бандитам, которые думали, что им всё дозволено. Так было, пока за дело не взялся герой без страха и упрёка, гроза улиц Огурцов. Милиционер, если бы носил обтягивающее трико, напоминал бы Бэтмена или Человека-паука. Пули стража порядка не берут, взятки не интересуют, а зло обязательно будет наказано. Огурцов становится символом надежды, что перемены настанут. Многочисленные флешбэки из 90-х стилизованы под неидеальное изображение с VHS-кассет.
А в настоящее время по иронии судьбы потомки Огурцова и Мидаса становятся напарниками в борьбе с бандосами. Естественно, к подобному противостоянию почти что нищий Паша и привыкший к жизни в Амстердаме Артур были не готовы. Но сериал в забавной манере показывает, как экстремальные обстоятельства способны сближать даже противоположных по духу людей. Проект во многом работает на контрастах. Криминальное прошлое сталкивается с похорошевшим, хоть и далеко не идеальным настоящим. Старшее поколение — с младшим. И Паша, и тем более Артур были бы рады не иметь ничего общего с бандитами, но наследство досталось сомнительное, да и родственников не выбирают.
Мир «Лады Голд» во многом условен. Ни Прилучный, ни Фоминов на заслуженных дедов никак не тянут. Но создатели не очень гонятся за реалистичностью, а молодые актёры в роли пенсионеров только добавляют абсурдности происходящим на экране событиям. Охотящиеся на юнцов бандиты разбиты на несколько группировок. В роли одинокого безумца Шамрая предстаёт многогранный Даниил Воробьёв. Марина Зудина играет немногословную властную крёстную маму, которой помогает киллерша Стася Милославская. Игорь Черневич исполняет роль лишившегося голоса Гришки, так что приходится пользоваться специальным электронным аппаратом. А играющий Лысого Кирилл Полухин забавно руководит совсем ещё зелёными гопниками, рвущимися в ОПГ. Компания собирается разношёрстная и весёлая. Один зрелищный эпизод следует за другим, можно даже сильно не задумываться о сюжете.
Трудно, конечно, сказать, что «Лада Голд» закрывает бандитскую тему в отечественных фильмах и сериалах. Нет, с криминальным миром зрители попрощаются ещё не скоро. Здорово, что создатели не романтизируют бандитов, а скорее посмеиваются над их разрушительной жаждой власти и денег. Получается проект на стыке фильмов Гая Ричи и братьев Коэн, хоть сериал Власова лишён второго дна и не переходит на уровень притчи о жизни в современной России.
«Лада Голд» продолжает линейку ярких жанровых экспериментов 2023 года. «Тайна пропавшей деревни» и «Райцентр» были ещё цветочками. Сериал Власова ещё более дикий и непредсказуемый. Поклонники криминальных комедий точно не будут разочарованы.