16 июня исполняется 63 года с выхода «Психо» Альфреда Хичкока — фильма, который по сей день считается самым значимым в карьере режиссера. Многие кинематографисты сходятся на том, что именно «Психо» в свое время стал предтечей жанра слэшер, предопределив будущее развитие индустрии. Рассказываем о шести картинах, которые так или иначе вдохновлялись хичкоковским шедевром.
Маньяк Кожаное лицо из знаменитой хоррор-франшизы «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера был создан по образу и подобию Эда Гейна — американского серийного убийцы, некрофила, орудующего в середине прошлого века. Мало кто знает, что Гейн также послужил прототипом для персонажа Нормана Бейтса, главного антагониста «Психо». Хупер не только заимствует идею Хичкока, но и выводит ее на новый уровень, добавляя фигуре маньяка больше кинематографической жестокости: нож превращается в бензопилу, а на озверевшем лице появляется специфическая кожаная маска. Там, где «Психо» лишь нащупывает механику слэшера, «Техасская резня бензопилой» полностью воплощает ее в жизнь.
«Черное Рождество» Бена Кларка — один из немногих слэшеров, который смог сохранить узнаваемую атмосферу праздника (многочисленные ремейки и продолжения не в счет). В фильме маньяк, находящийся под влиянием извращенных сексуальных фантазий, преследует сразу несколько девушек — представительниц студенческого сестринства. Вышедшее в 1974 году «Черное Рождество» вдохновлялось не только «Психо» и «Подглядывающим Томом», но и итальянским джалло, европейским ответвлением хоррора, придуманным Дарио Ардженто. Как и в »Психо», в «Черном Рождестве» повсеместно соседствуют насилие и эротизм, при этом лицо и личность преступника все время находится за кадром, оставаясь для зрителей загадкой.
Наряду с «Хэллоуином» и «Техасской резней бензопилой» «Пятница, 13-е» Шона Каннингема является одной из самых известных франшиз фильмов ужасов. И если многочисленные сиквелы «Пятницы, 13-е» все больше обращались к творчеству Джона Карпентера, то оригинальную картину, снятую по сценарию Виктора Миллера, можно уверенно назвать переосмыслением «Психо» Хичкока. Джейсон Вурхиз — тот же Норман Бейтс — эмоционально нестабильный мужчина, находящийся под контролем психопатической матери. В первой части миссис Вурхиз и ее сын как бы меняются местами — мы видим историю глазами Памелы, женщины, потерявшей единственного ребенка. Как и Норман, Памела периодически слышит голоса и воспринимает их как руководство к действию. Впоследствии бразды правления франшизой окончательно переходят в руки Джейсона, но, увы, далеко не все сиквелы «Пятницы, 13-е» смогли добраться до уровня оригинала.
Ни на одного режиссера творчество Хичкока не повлияло так, как на Брайана Де Пальму. Не любимая ни критиками, ни зрителями, но тем не менее культовая «Бритва» — это своего рода ода «Психо». Как и Норман Бейтс, доктор Роберт Эллиот в исполнении Майкла Кейна совершает преступления, находясь в образе женщины. Эмоционально сдержанная, но до чертиков пугающая сцена убийства лезвием бритвы в лифте почти так же поразительна, как знаменитая хичкоковская сцена с нападением в душе. Сын погибшей, ставший невольным свидетелем произошедшего, пытается раскрыть дело и найти предполагаемого преступника, что приводит к новым неожиданным поворотам. Любому настоящему поклоннику «Психо» определенно стоит посмотреть «Бритву», которая является не сюжетным, а духовным продолжением легендарного триллера.
Оригинальный «Хэллоуин», снятый Джоном Карпентером в 1978 году, официально завершил то, что в свое время начал Альфред Хичкок, превратив слэшер в полноценный жанр кинематографа. Простая, но запоминающаяся мелодия, открывающие кадры, снятые от первого лица, сильный женский персонаж в исполнении Джейми Ли Кертис, оригинальное использование освещения и пугающе безликая фигура Майка Майерса сформировали окончательное представление о слэшере в том виде, в котором жанр продолжает существовать на сегодняшний день. По большому счету «Хэллоуин» можно назвать золотым стандартом для всех слэшеров.
Как и большинство фильмов в нашей подборке, «Молчание ягнят» Джонатана Демми стало если не новым словом, то важной вехой в развитии жанра слэшера. В своей культовой работе Демми во многом следует по пути Тоуба Хупера и «Техасской резни бензопилой», который, как мы помним, вдохновлялся «Психо» Хичкока. Демми использует все тот же слепок реального маньяка Эда Гейна, значительно трансформируя и очеловечивая его экранный образ. В отличие от Нормана Бейтса и Кожаного лица, Ганнибал Лектер — убийца максимально осознанный, хоть и страдающий от все тех же пресловутых mother issues. Там, где Бейтс вонзит в спину нож, а Кожаное лицо хладнокровно порубит бензопилой, Лектер отравит разум ядом собственных убеждений, которые ранят не на уровне тела, а на уровне души, уничтожая любую надежду на восстановление.