Обзор иностранной прессы по фильмам «Кровью и потом: Анаболики» и «Плохие парни»
В 1995 году Майкл Бэй взял с места в карьер. Его "Плохие парни" обошлись студии всего в 19 миллионов, зато окупились больше, чем в семь раз. Именно с сумасшедшей парочки Уилла Смита и Мартина Лоуренса начался стремительный подъем Бэя по карьерное лестнице, которая со временем привела режиссера к франшизе «Трансформеры». Майкл посвятил истории про роботов с планеты Кибертрон пять лет, а, когда автоботы и десептиконы, казалось бы, себя исчерпали, Бэй согласился фактически заново начать историю в четвертой части. Наблюдая за таким развитием событий, многие уже начали задаваться вопросом, а снимает ли Майкл Бэй что-то еще помимо «Трансформеров»? Еще как…
«Я вернулся к своим корням, к «Плохим парням», – говорит Мэйкл Бэй в интервью Acces To Hollywood. – Это самая низкобюджетная работа со времен моего дебютного фильма. Просто мне хотелось снять картину, в которой есть место только для актерской игры и моей работы с камерой. Мы были очень ограничены во времени, но получилось неплохо. И хорошо, что бюджет был сжатым, поскольку он сдерживал фильм в неких рамках».
В принципе, Майкл сам все кратко пояснил, осталось лишь добавит несколько деталей. Бэю настолько хотелось вернуться к истокам, что к запуску проекта «Кровью и потом» он был близок еще около пяти лет назад. Между разрушительными баталиями Оптимуса Прайма и Мегатрона Бэй пытался снять комедийный боевик, но все же «Трансформеры» брали свое. Проект мог бы вообще никогда не увидеть свет, но режиссер все же настоял на своем. Одним из пунктов договоренности о съемках четвертой части битвы автоботов и десептиконов стал боевик о трех качках: Бэй поставил ультиматум, что к четвертым «Трансформерам» он не будет иметь никакого отношения, если ему не дадут время на съемки «Кровью и потом».
Тут-то Майк и дорвался. Если фильм и держится в неких рамках, то только по части спецэффектов – разваливающихся на кирпичики небоскребов здесь мы не увидим. В остальном же, «Кровью и потом: Анаболики» – абсолютно безбашенный рассказ о глупости, жестокости и развращенности. Достаточно сказать, что это первая с 2003 года работа Бэя, которую MPAA наградила рейтингом R.
Иными словами, перед нами тестостероновый аналог «Отвязных каникул» Хармони Корина. Правда, есть одно небольшое отличие: за основу Майкл Бэй, как это ни поразительно, действительно взял реальную историю. Случай, описанный в фильме в ярких красках и с убийственной концентрацией черного юмора, произошел в 1999 году, и персонаж Марка Уолберга сейчас сидит в камере смертников одной из тюрем Флориды. Но не будем увлекаться спойлерами и вдаваться в подробности биографий остальных участников нападения на бизнесмена.
«Хотя «Кровью и потом» злорадствует над всем творящимся на экране насилием, фильм ничуть не идеализирует этих трех остолопов. Надо похвалить Бэя за то, что мы смеемся над героями, а не вместе с ними», – расставляет акценты Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).
К слову, на этот раз мы вообще ни с кем не смеемся. У Бэя, по сути, нет положительных героев в «Анаболиках», и Майк Райан (Mike Ryan/The Huffington Post) счел это за недостаток: «Каждый герой этого фильма – засранец. Уолберг и Маки играют засранцев. Дуэйн Джонсон – не самая гнусная личность, но все равно засранец. А мужик, которого они похитили в исполнении Тони Шэлоуба? Думаю, вы уже догадались… Здесь сложно кому-то сопереживать, ведь каждый в «Анаболиках» – засранец. Ближе к концу уже хочется, чтобы откуда-нибудь из-за угла вышел Оптимус Прайм просто потому, что он – славный парень».
Сделав всех своих героев объектами для ненависти и злорадства, Бэй придал фильму особенный тон, который вызывал самые разные эмоции.
«Когда мы узнали, что Майкл Бэй снимет комедию без спецэффектов, людям, да и критикам тоже, стало интересно, способен ли Бэй делать хорошее кино, а не только собирать круглые суммы денег? Не тут-то было. «Кровью и потом», комичная, но абсолютно безликая история о выходке трех тупиц. Получился «Фарго» для идиотов», – не стесняется раздавать тумаки Тай Берр (Ty Burr/The Boston Globe).
«Когда Майкл Бэй в ударе, он – истинный мастер бьющего через край хаоса, как, например, в «Плохих парнях». Здесь же ко всему прочему добавилось насилие, которое сваливается зрителю на голову. Одни жестокость принимают, другие недоумевают», – остался со смешанными впечатлением после просмотра Скотт Фундас (Scott Foundas/Variety).
«С легкостью могу назвать «Кровью и потом» лучшим фильмом Бэя. Режиссер сумел поделиться с аудиторией своим безумным чувством юмора», – заключил Рене Родригес (Rene Rodriguez/Miami Herald).
Стать свидетелем возвращения Бэя к истокам можно хоть сейчас, «Кровью и потом: Анаболики» добрался до российских кинотеатров в минувший четверг, 25 апреля.
P.S. «Кровью и потом» настолько часто ассоциируют с «Плохими парнями», что нельзя не вспомнить, какими бесшабашными были полицейские из Майами Уилл Смит и Мартин Лоуренс.
Прежде всего, «Плохие парни» были злорадными, как и «Кровью и потом». Во втором фильме нашлось место для расистских, сексистких, гомофобных и многих других шуток, над которыми посмеяться может далеко не каждый.
«Ужасно злобное кино», – писал тогда Майк Кларк (Mike Clark/USA Today).
Так же, как и «Анаболики», «Плохие парни» не полагались на спецэффекты, или почти не полагались. На авансцену вышел дуэт Смит-Луоренс, и в 1995 мы как раз смеялись вместе с главным героями фильма.
«Бэй подошел к съемкам настолько самоуверенно, что, возможно, ему даже не нужны все эти броские спецэффекты, ведь у него есть Смит и Лоуренс – два прирожденных братана», – пишет Уэсли Моррис (Wesley Morris/The Boston Globe).
Смит и Лоуренс – главное отличие «Плохих парней» от «Анаболиков», в которых акцент сделан на абсурдности происходящего, а не на обаятельном и привлекательном актерском тандеме.
«У «Плохих парней» есть то, что нельзя купить за деньги: легкий, естественный подход, который заставляет болеть за главных героев. За юмор и переживания Лоуренс и Смит достойны звания “dream team”», – исключительно положительно высказался Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
Как бы то ни было, «Кровью и потом» – самобытное кино со своим настроением, атмосферой, персонажами и задачей. Да, жаль, что Бэй так и не взялся за третьих «Плохих парней», зато он вспомнил, каково работать с людьми, а не с роботами, и преподнес нам что-то новое.