Блеклый фильм, который не назвать ни детективом, ни триллером, ни драмой – просто кино про то, как ловили маньяка
Начало 80-х, Аляска. Желание по-быстрому заработать минетом 200 баксов чуть не сводит 17-летнюю Синди (Хадженс) в могилу. Ее клиентом оказывается психопат, который насилует ее и чуть было не убивает – Синди удается сбежать. Она обращается в полицию, где ее дело попадает к Джеку Хэлкомби (Кейдж). А тот начинает подозревать, что примерный семьянин Роберт Хэнсон (Кьюсак), на которого указывает девушка, – серийный маньяк с многими трупами на совести.
В основе «Мерзлой земли» лежат реальные события, и, видимо, поэтому авторы даже не пытаются скрывать личность убийцы – о том, что Роберт Хэнсон виновен, нам сообщают довольно быстро. А дальше начинается кино, которое более всего похоже даже не на рядовую серию телевизионного «процедурала», а на драматизацию какой-нибудь мрачной криминальной истории силами канала НТВ. Речь, конечно, не о техническом качестве (снята и разыграна картина вполне пристойно), а скорее об общей бессмысленности и бесполезности «Мерзлой земли».
Подумайте сами. Ведь жуткая история – несколько десятков жертв, жестокий убийца, многие годы избегавший наказания, целеустремленный коп в двух шагах от пенсии и юная заблудшая душа, чудом избежавшая смерти. Глаза разбегаются, на что давить, в какую сторону копать, какой жанр отрабатывать в первую очередь! Но сценарист и режиссер Скотт Уокер по этому поводу не переживает – он снимает тривиальную пошаговую драматизацию событий. Пришла, рассказала, поехали, поискали улики, сложили два и два, выдвинули обвинение – все, наши победили, зло наказано, все свободны.
В «Мерзлой земле» нет попыток разобраться в психике человека, который насилует и убивает беззащитных девушек. Это не гимн упертым полицейским, которые кладут на алтарь правосудия личную жизнь. Картина сочувственно гладит по головке «беглянку» Синди, но при этом авторы не собираются копаться в том, что заставляет таких девушек, как она, ударяться во все тяжкие в столь юном возрасте (хотя фильм тратит непростительно много времени на живописания трудностей ее жизни на улице). Это, в конце концов, не закрученный детектив и вряд ли саспенс-триллер – лента построена на диалогах, а весь экшен в фильме сводится к тому, что Синди раз за разом сбегает из-под присмотра полиции и Джек вынужден ее искать. И, разумеется, это не «пыточное порно» – все ужасы в фильме творятся за кадром.
В итоге история (самое ценное!) тонет в вещах, по сути, второстепенных – атмосферной картинке холодной, ветреной, промозглой Аляски и актерских работах. Среди последних нет ничего такого, за что можно получить номинацию на какую-нибудь мало-мальски уважаемую премию (а у Рады Митчелл, например, роль совсем малюсенькая и неблагодарная), но на общем фоне они определенно выделяются. В особенности стараются Хадженс (кажется, она целенаправленно идет по пути Энн Хэтэуэй, также начинавшей в семейном кино) и Кьюсак, убедительно изображающий лощеного «тихого психа», который шаг за шагом теряет самообладание, а вместе с ним и человеческий облик.