Два родных брата расследуют дело о пропавших детях, заодно раскрывая преступление почти 30-летней давности, в корне изменившее судьбы обоих полицейских.
В заброшенном шахтёрском городке Хрустальном происходят шокирующие убийства детей, совершённые с особой жестокостью. Впереди выборы губернатора, а эти события портят статистику главному кандидату. В город из Москвы прибывает специалист по расследованию серийных убийств Сергей (блистательный Антон Васильев), так как глава местного отдела полиции Геннадий (не менее прекрасный Николай Шрайбер), по мнению руководства, не справляется с заданием. Но есть одна деталь, которой не придают значения: Сергей и Гена – родные братья, которые в детстве пережили эпизод, повлиявший на их психику и жизненные принципы. Теперь двое ненавидящих друг друга братьев-детективов должны найти монстра в насквозь пронизанном коррупцией городе и вспомнить, в какой момент они стали врагами.
У «Хрустального» есть все шансы стать как культовым сериалом, так и чрезмерно переоцененным. Да, там классная драматургия. Написавший сериал Олег Маловичко сам в детстве стал жертвой домашнего насилия, поэтому знает, о чём говорит. Можно даже сказать, что сценарист на этом проекте отвёл душу, исповедовавшись и признавшись, почему жертвы насилия могут молчать десятилетиями, а в случае с героем Васильева и вовсе вычеркнуть из памяти самые драматические эпизоды. Это объясняет огромное количество флешбэков, в которых Сергей вспоминает своё детство. По поводу воспоминаний есть отдельная претензия к режиссёру Душану Глигорову: порой этот параллельный монтаж начинает надоедать, тем более что в первых сериях, ещё не зная контекста, можно запутаться, где тут реальность, а где страхи из прошедшего времени.
Контекст заключается в том, что «Хрустальный» – это только по форме детектив, и форма здесь не главное. Сколько мы видели фильмов о маньяках? Да миллион! Про киднеппинг и педофилию, хорошо, чуть меньше. И про противостояние большого города (который здесь персонифицирует московский специалист Сергей) и провинции со своими страхами и легендами мы тоже видели немало сюжетов. То есть нас такими фильмами не удивишь. Однако то, что тема нового сериала платформы KION – это ужасы нашего российского городка, интригует. Судите сами: шахтёрское поселение с подземными тайнами, впечатляющими пейзажами из курганов и заброшенными каменными колодцами. И где-то там прячут то ли мёртвых, то ли живых детей.
Но не только из этого состоит город Хрустальный. Как произносит один из героев, «мешают расследованию власть, олигархи и полиция». Действительно, в этом детективе множество подозреваемых, но все они прячутся либо за губернатором, либо за контролирующим город бандитом, либо за скромным полицейским. Вот нашли преступника, власть говорит: всё, стоп, объявляем о раскрытии преступления – как тут же находится ещё одно жуткое убийство. Или находят следующего подозреваемого, но он окажется в подчинении местного авторитета Барса (Дмитрий Куличков). Даже в полицейском управлении может объявиться свой потенциальный киллер, преследующий московского гостя.
Куда интереснее содержание. Оно в первую очередь состоит из персонажей. Если не обращать внимания на некрасивых и предсказуемо отрицательных героев вроде Барса (мы, конечно же, понимаем, что чем ярче злодей, тем меньше шансов, что он и есть главный душегуб), то тут всё тоньше. Вот возьмём женских персонажей. Мы этого не замечаем, но именно героини влияют на поведение мужчин. Жена Гены (Екатерина Олькина) плетёт интригу вокруг его брата, что делает конфликт ещё напряжённее. Учительница Ира (Карина Разумовская), детская любовь Сергея, вдруг делает мощный сюжетный твист. И так далее, включая психолога Розалию (Мадлен Джабраилова), раскрывающую одну из важных интриг: все они не те, кем кажутся, и все являются закадровым двигателем сюжета. Что уж говорить о линии секс-работницы Кати Сказки (Дарья Екамасова), чью линию большое количество времени можно считать совершенно ненужной, но без неё никак в последних сериях.
Главные же герои, братья Сергей и Геннадий с разными фамилиями и разными полномочиями, испытывают равновеликие удары со всех сторон. Генка разбирается с внешними силами (на него давят администрация, бандиты, СМИ). Серёга пытается подружиться с собой, постепенно начиная вспоминать события 28-летней давности, которые окружает блокада памяти из-за эмоциональной насыщенности. За этим интересно наблюдать, но чем дальше, тем больше хочется «перемотать». Очень бодро начатое действо постепенно скатывается к длинным диалогам, долгим скучным допросам и монологам. Даже есть, прости господи, грехи сценариста – разговор Сергея с духом мёртвой матери.
В остальном, если не смотреть на хронометраж, «Хрустальный» – это достойный детектив с постоянно заваленным горизонтом в кадре и непредсказуемым (и, видимо, ради этого) притянутым за уши финалом. В нём всё по классике: зритель каждый раз думает, что знает лучше, чем герои, кто убийца, но постоянно ошибается. Каждая серия заканчивается на острой точке, и каждая следующая начинается с неё же. Мы такого насмотрелись достаточно. В рамках премьеры сериала была проведена дискуссия на тему детского и вообще домашнего насилия и психотравм «Молчать нельзя рассказывать». Повод для обсуждения может показаться глупым, ведь всем и так понятно, что бить детей нельзя, а совершать насилие над женщинами тем более, но здесь всё зависит от уровня моральной подготовки. Для кого-то этот сериал покажется очередным вечерним аттракционом перед сном. Для кого-то – темой для долгого раздумья. Но одна фраза, которую проговаривают разные герои в разных ситуациях, звучит достойно в любом из контекстов и важна для понимания всех дилемм сериала: «Ты-то уедешь [или «умрёшь»], а нам здесь ещё жить».