Возвращение легендарной франшизы — не такое кровавое, как прошлые части, но по-прежнему дерзкое и весёлое.
Зик Бэнкс (Крис Рок) — последний честный коп Нью-Йорка. Несколько лет назад он уличил своего напарника в обмане и убийстве, того посадили, но репутация героя оказалась подмочена. Теперь Зик слывёт крысой, терпит едкие шутки от коллег и сравнения с легендарным отцом, шефом полиции Маркусом (Сэмюэл Л. Джексон), державшим всю преступность в ежовых рукавицах, а теперь прохлаждающимся на пенсии. Вскоре на улицах начинают находить трупы полицейских — одного раздавил поезд, другой лежит мёртвый от удара током, и все это до жути напоминает убийства Пилы. Джон Крамер погиб, а его последователи не побрезговали повторить судьбу учителя, так что подозрения падают на нового, доселе неизвестного подражателя. Крутой Зик требует отдать ему это дело, берёт с собой надоедливого юнца-напарника (Макс Мингелла) и отправляется на поиски негодяя. Правда, есть шанс, что, прежде чем он доберётся до маньяка, половина всего отдела уже будет мертва.
«Пиле» уже минует второй десяток лет. Стартовав как ревизионистский малобюджетный триллер, серия постепенно превращалась в кровавый и циничный torture porn — иначе говоря, «пыточное порно», термин, который сейчас используют журналисты, когда хотят навесить ярлык на кино, демонстрирующее насилие во всех деталях. Но франшиза не работала по принципу «хлеба и зрелищ»: она, кроме всего прочего, осмысляла последствия 11 сентября и вторжения США в Ирак. Джон Крамер, белый цисгендерный мужчина, после ряда катастроф осознавал хрупкость окружающего мира и отправлялся в крестовый поход, цель которого — научить людей жить «правильно». Что такое «правильно», понятное дело, вопрос не к нему, но нигилизм и напористость берут своё: как американские военные в тюрьме Абу-Грейб, он гнул линию и сделал насилие своим заветом. «Пила» — кино не только о пытках и измывательствах, но ещё и о том, как созерцание этих ужасов становится соучастием и почему агрессия даже из лучших побуждений не способна изменить мир.
Но время проходит. Инцидент в Абу-Грейб, равно как и случай с башнями- близнецами, само собой, не стёрся из воспоминаний (настолько всеобъемлющую травму было бы тяжело забыть даже за век), но отошёл на второй план. В эпоху полицейского произвола и BLM, а уж тем более трампизма, коронавируса и обстановки новой холодной войны размышлять о вторжении в Ирак — удел вечно ностальгирующих (или вечно скорбящих). «Пила: Спираль» — это не что иное, как отчаянная, хотя и корявая вивисекция американского общества в разрезе внутреннего государственного насилия. Вскоре выяснится, что каждый наказанный коп так или иначе был замаран: убивал невинных, воровал, покрывал коллег. В сравнении с оскароносным и, в общем-то, ладным, но до жути приторным коротким метром «Два далёких незнакомца», где темнокожий проживает день сурка, спасаясь от сумасшедшего полицейского, «Спираль» выглядит куда более злободневным и изящным фильмом.
Сейчас жертвами маньяка становятся конвенциональные злодеи: люди, которые выстрелили бы вам в спину, не моргнув и глазом; люди, чьи должностные полномочия включают в себя насилие (за тем лишь исключением, что это насилие ради всеобщего блага). Классическая дилемма «Пилы», в общем-то, сохранена, но вывернута наизнанку: «Спираль» не о частных проявлениях малодушия, будь то жадный страховой агент или бывшие преступники, вернувшиеся к криминальной жизни, а о системе вообще. Скорее даже о том, кто эту систему конструирует и охраняет. Как подавить репрессивный орган власти? Изменит ли что-то смерть нескольких его представителей и станет ли их убийца таким же преступником? Как бы иронично это ни звучало, но американская франшиза в контексте постсоветской действительности сейчас смотрится не менее актуально.
Произвол полиции и других силовых структур — конечно, проблема насущная не только в нашем государстве. Куда сложнее здесь не отождествить себя с маньяком, но именно в этой дилемме кроется вся сложность конфликта новой части. Очевидно, что все любят «Пилу» за кровавые убийства — и здесь они есть. Не так много, как во всех предыдущих эпизодах («Спираль» по своей миролюбивости напоминает скорее оригинальный фильм Вана), однако оторванные пальцы и вырванные языки гарантированы. Другое дело, что франшиза нередко ходила на грани зрительского восприятия. С одной стороны, есть убийца с моральным кодексом, с другой — его безнравственные жертвы. Принять сторону Крамера и его товарищей легко, но не стоит. В мире, где и так много насилия, самопровозглашённый мессия начинает его только множить.
Наверняка «Пилу» кто-нибудь ещё и назовет blaxploitation: мол, герои стали темнокожими, везде играет рэп, да и проблематика полицейского произвола — чистое заискивание перед BLM. Никакой эксплуатации в «Спирали», разумеется, нет: франшиза просто всегда ловко подхватывала цайтгайст, от вторжения в Ирак до популярности рока, раньше игравшего на титрах. Зато есть появившийся впервые за долгие годы комический тон, подчас ирония и едкие ухмылки. Если появление Криса Рока что-то и принесло франшизе, так это какую-то свежесть, задор если не ревизионистский (до переосмысления всей серии далеко), то фанатский. В общем-то, и выходит как раз такое кино: для фанатов, ждавших не паршивый Jigsaw, а настоящее возрождение истории. И ещё для тех, кому лень смотреть все сиквелы. Для понимания событий «Спирали» нужно лишь знакомство с первой частью и беглое википедийное чтение сюжета всех остальных. Универсальный в отношении аудитории, очень смешной и олдскульно остроумный фильм — вот чего так не хватало в последние годы хоррор-ребутам, ремейкам и постмодернистским продолжениям. Джон Крамер мёртв, да здравствует Джон Крамер!