Слишком пространная и претенциозная картина об отношениях между братом и сестрой, накопивших обид друг на друга
Не потрудившись предупредить о своем прибытии, Элис является в большой загородный дом к своему брату Итану. Итан занят написанием загадочной книги и не желает отвлекаться на взбалмошную сестру, хотя они и не виделись много лет, поэтому Элис предоставлена сама себе. Изучая дом, девушка обнаруживает множество загадочных вещей, фотографий и предметов гардероба, а в саду у дома Элис привлекает неизвестного происхождения яма, в которую по ночам с неба бьет необъяснимый свет. Пока девушка пробует наладить отношения с братом, в доме возникает подруга Итана Мисти, которая вносит в атмосферу еще большую сумятицу. Больше того, Элис подозревает, что Мисти не существует вообще и девушка является всего лишь вымышленным образом.
Считаные поклонники кино в нашей стране знакомы с творчеством молодого режиссера и сценариста Джастина Келли, и это неудивительно – автор он сугубо фестивальный, с особым взглядом на искусство, с неожиданными приемами рассказа и работы с актерами. Между тем отметить имя Келли где-то на полях своей памяти стоит – он является учеником самого Гаса Ван Сента и считается перспективным постановщиком, той «молодой шпаной», что заменит когда-нибудь голливудских небожителей-долгожителей. Фильмография в полном метре у Келли пока составляет всего три картины, поэтому наверстать упущенное время есть, однако, прежде чем обращаться к другим его работам, стоит посмотреть мистическую драму «Добро пожаловать, незнакомец» – возможно, вы больше и не захотите ничего знать об авторе этой картины.
«Добро пожаловать, незнакомец» – кино сложное. Точнее, это кино, которое очень хочет быть сложным, не имея на то особых оснований, оно путаное, рыхлое и невероятно тягучее. Чего пытался достичь автор, понять несложно, «Незнакомец» – кино образов, символов, поз и впечатлений, сюжет здесь не важен, прежде всего самому Келли. Ему важно взять зрителя за руку и вывести в тот сумрак, который он заварил в кадре, – пусть зрители помучаются, попридумывают трактовки, поспорят о том, кто в странной троице героев реален, а кто нет, что означают видения, откуда появляется свет и что он несет.
Вот только стоит сразу предупредить: в этом сумраке довольно некомфортно. За героев не то что сложно переживать, скучно даже следить за их действиями и бездействиями, совершенно непонятно, почему нам нужно о них что-то знать, тем более что и сами Элис и Итан не шибко распространяются о своем прошлом. Кое-какой туман к финалу развеется, но вряд ли вам что-то станет понятно, даже не обманывайте себя. Сложить вместе обман со съемками фильма, комиксы, золотого шмеля и вулканическую подвеску у вас не получится. Ни у кого не получится. «Незнакомец» останется незнакомцем до самых финальных титров.
Совсем другое дело – актеры. Эбби Ли и Калеб Лэндри Джонс играют самозабвенно и воодушевленно. Молодые актеры явно талантливы – Джонсу отлично удается поддерживать загадочный флер сюжета, а Ли тащит на себе добрые две трети фильма и умудряется при этом не повторяться, находить новые эмоции, включать дополнительные чувства и задавать всем остальным тон и ритм. Так бывает, режиссер почувствовал, что его актриса может выложиться больше, чем обычно, и с удовольствием использовал каждый грамм ее таланта.
И все же, возвращаясь к сюжету, атмосфере и впечатлениям, считаем нужным предупредить, что это кино так просто вам не дастся, могут понадобиться дополнительные подходы или просмотр с перерывами. Но и если вы выключите телевизор через 15 минут просмотра, осуждать никто не станет. Это фильм-эксперимент, это визуальная головоломка, это символическое высказывание, весь смысл которого скрыт, кажется, даже от самого автора. Просмотр «Незнакомца» не даст ответов и не подтолкнет вперед, но вполне может стимулировать вчитываться в свои мысли. Ну и аккуратнее выбирать кино для просмотра следующим вечером.