Предприимчивый польский иммигрант Ян Леван создает в Америке оркестр и задорно исполняет польку. В скором времени он обзаводится поклонниками, но в основном это прижимистые пожилые люди, которые не хотят много тратить на билеты и звукозаписи
Предприимчивый польский иммигрант Ян Леван (Джек Блэк) создает в Америке оркестр и задорно исполняет польку. В скором времени он обзаводится поклонниками, но в основном это прижимистые пожилые люди, которые не хотят много тратить на билеты и звукозаписи. Поэтому Ян почти ничего не зарабатывает и с трудом кормит семью. Устав от такого существования, Леван создает финансовую пирамиду для своих фанатов. Он обещает покупателям облигаций золотые горы и надеется, что расплатится, когда «выстрелит» хотя бы один из его многочисленных бизнесов. Но время идет, долги копятся, и правительство обращает внимание на то, как Ян реализует свою «американскую мечту».
Над какими народами в Голливуде можно смеяться, не боясь упреков в расизме? Этот список невелик, и наравне с русскими и украинцами в него входят поляки – тоже восточные славяне, хотя и проамериканские католики. Так что комик Джек Блэк, который двенадцать лет назад добродушно поиронизировал над мексиканцами в «Суперначо», начал 2018 год с этнической комедии о нелепом польском музыканте.
Справедливости ради надо сказать, что Ян Леван (вообще-то Левандовский) – вполне реальный человек, который в самом деле играл донельзя комичную музыку и выступал на сцене с парнем в костюме цыпленка и девушкой в наряде медведя. Но, хотя перегнуть палку было очень трудно, Блэк и режиссер фильма Майя Форбс все же смогли сделать Яна абсурднее, чем в жизни.
Так, Леван в кадре признается, что сам не знает, как надо произносить его имя Jan – «Ян» или «Джан». Поскольку герой вырос в Польше и приехал на Запад уже взрослым человеком, то это звучит как кретинство в стиле популярных в США «польских» анекдотов, где наши соседи изображаются непроходимыми тупицами. Даже люди с тяжелыми психическими отклонениями почти всегда знают, как их зовут. А здесь герой говорит, пишет, выступает, бизнесы открывает… Но не может сказать, как произносится его очень простое польское имя. Стоило ли полякам вступать в НАТО, если их там насколько не уважают?
Правда, изображение Яна наивным и туповатым – это не столько оскорбление, сколько попытка обелить героя, который зарабатывает весьма неприглядным способом. Трудно придумать большую финансовую подлость, чем выманивание накоплений у стариков и старушек. Так что если бы Леван был изображен как мастер прохиндейства, то он бы получился полным подонком. А так герой предстает скорее запутавшимся мечтателем, который искренне верит, что на него со дня на день прольется золотой дождь (в хорошем смысле слова). При этом Ян трепетно заботится о друзьях и подчиненных, с готовностью им помогает, в том числе большими деньгами… Да и вообще стремится нести в мир позитив и хорошее настроение. Не его вина, что лишь немногие американцы ценят музыку, которую он с друзьями играет.
Такая вот ироничная комедия, которая попеременно потешается над причудами и глупостями поляка и восхищается его харизмой, его драйвом, его дружелюбием, его несгибаемой верой в «страну безграничных возможностей» и его готовностью без тени стеснения исполнять польку хоть на сцене, хоть на ТВ. Ян получается столь притягательным, что легко поверить, что ему давали в долг большие деньги и что жена любила его не за заработки и даже не за музыкальный талант.
Джек Блэк играет Яна со своим обычным напором и в одиночку отрабатывает стоимость просмотра. Он смешит, поет, танцует и напоминает батарейку из рекламы, которая никогда не разряжается и гонит своего кролика, когда другие батарейки сдаются и отключаются. Все остальные актеры фильма оказываются у Блэка на подпевках, и запомниться зрителям удается лишь Дженни Блэк, которая изображает еврейскую жену Яна, нелепую в своем специфическом духе (над евреями в Голливуде тоже можно посмеиваться). Никакой особой глубины в этом простом кино нет, но оно способно насмешить, если вы цените добродушные фарсы о незадачливых эксцентриках и не чураетесь этнического юмора.