Ведьмы и призраки, двойники и страшные тайны Голливуда — мистические триллеры (и их протагонисты с антагонистами) бывают настолько разными, что даже само определение жанра крайне размыто. Определять его границы мы, разумеется, не будем — оставим эту дискуссию кому-нибудь другому, — а вот рассказать о самых заметных фильмах точно стоит: от классики Бёртона и Линча до канадских подражателей Карпентеру и иранской социальной мистики.
Кино о кино, триллер не с двойным, а с четверным дном и просто изящная история повального безумия. Дэвид Линч рисует портрет современного Голливуда резкими контрастными мазками и превращает обычный сюжет, окутанный тайной, в череду безумных снов. Даже в фабрике грёз он находит мистику: помимо чёрного человека, жутко вылезающего из-за угла, это место населено ирреальными персонажами, тоже способными вызвать ужас — от хладнокровного Ковбоя до обитателей клуба Silencio. И пускай в стандартном восприятии мистики в этом меньше, чем кажется — на самом деле в «Малхолланд Драйв» превращает всё бытовое в мистическое.
Канадский триллер в духе карпенторовского «
Один из самых известных фильмов Тима Бёртона, ставший очередной визитной карточкой режиссёра (у него их, понятное дело, много, но эта видится чуть ли не важнейшей). Готический флёр, причудливые детали (чего стоит оборудование Икабода Крейна), любимые актёры мастера и, разумеется, уникальный бёртоновский саспенс, вроде бы задействующий атрибуты хоррора, но по большей степени близкий скорее к напряжению странной мрачной сказки. Едва ли стоит много рассказывать о «Сонной лощине» — у нас картина, в силу любви к режиссёру и вроде бы неплохой приживчивости готики, и без того популярна. А на фоне последних работ Бёртона — не сказать что откровенно плохих, но точно блеклых — это кино выглядит вдвойне любопытно.
Не прерываем разговор о фильмах, которые обманывают ожидания. М. Найт Шьямалан в этом, к слову, может легко потягаться с Линчем и его «Малхолланд Драйв» — просто у него происходит переход не от реального к ирреальному, а наоборот. Обойдёмся без спойлеров: все мистические намёки найдут крайне непредсказуемую развязку, а зрителю в финале придётся менять своё отношение к произошедшему. Хотя по саспенсу и по жутким жанровым ходам это кино ничуть не отстаёт даже от «Сонной лощины», о которой мы говорили выше. Идеальный фильм для скептиков, которым нравится сомневаться в достоверности реальности, но ещё больше — в достоверности киношных историй.
Современная адаптация Достоевского от режиссёра «Субмарины». Скромный паренёк Саймон — маленький человек, на которого никто не обращает внимание. Однажды к нему на работу заявляется Джеймс, в точности похожий на героя, разве что увереннее и эксцентричнее. Так новичок начинает понемногу красть жизнь протагониста, пока в один момент их противоборство не достигает пиковой точки. Айоади, в общем-то, достигает жанрового напряжения не с помощью сюжетных, а с помощью чисто визуальных авангардных средств — его «Двойник» играет на территории мрачного мистического триллера о потере личности и самостоятельности, продолжая мучительный монолог всей русской классики. Эстеты и любители литературы не только оценят, но и испытают настоящий дискомфорт от некоторых сцен.
Оз Перкинс хоть и считается хоррормейкером, но все его жанровые приёмы скорее дискомфортные, нежели по-настоящему страшные: жуткие, но не пугающие. «Гретель и Гензель» — торжество авторского формализма — тоже вписывается в эту концепцию. Классическая сказочная история ближе к мистическому триллеру, а не типичному ужастику: гнетущая атмосфера и геометрическая выверенность как кадра, так и декораций, погружает зрителя в кошмарный сон с ведьмами и монстрами, брошенными детьми и потаёнными страхами. Ну и, разумеется, куда уж без авторской рефлексии — в очередной раз Перкинс размышляют на тему покинутости и собственной судьбы. Учитывая, через какие испытания ему пришлось пройти по жизни, воспринимаются эти размышления вдвойне эффектнее.
Вдумчивая иранская картина Бабака Анвари («Раны»), повествующая о семейке, которой не повезло остаться в Тегеране во время военного конфликта с Ираком. Каждый день на улице слышны взрывы, соседние дома попадают под обстрел, а в их собственной многоэтажке, кажется, появляется злой дух. Медлительный триллер, который не изобилует джампскейрами и скримерами, но пугает экзистенциальными и политическими мотивами. Редкие появления антагониста оправдываются жутким финалом — встречей с монстром лицом к лицу. Позже Анвари снимет хоррор «Раны», который уйдёт от истории национальной трагедии, но своему стилю он останется верен.