Новая волна популярности фильмов-катастроф едва ли смахнет пыль с великого «Титаника» Джеймса Кэмерона — современных кинематографистов куда больше манят просторы космоса, да и масштабы межгалактического апокалипсиса обещают быть мощнее рядового крушения судна. Сюжеты о том, как пассажирский борт медленно, но верно идет ко дну, пользовались особым спросом в прошлом веке, сейчас же их вспоминают исключительно ради особого случая. В нашем новом материале вспоминаем самые интересные и актуальные картины о выживании во время и после бедствия на воде.
Мало кто знает, что «Титаник» с Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо — далеко не первая попытка кинематографа обозреть историю печально известного пассажирского парохода. В 1958 году британский режиссер Рой Уорд Бэйкер выпустил нуарную драму под названием «Гибель “Титаника”». При этом оригинальное название картины переводится как «Ночь, которую стоит помнить». В основу ее сюжета лег одноименный роман Уолтера Лорда. Действие «Гибели “Титаника”» фокусируется на непосредственном столкновении корабля с айсбергом, никакой любовной линии в фильме не предусмотрено — это, как ни странно, помогает зрителю полностью сосредоточиться на судьбе пассажиров лайнера, из которых, напомним, только 750 удалось спастись, а более 1500 человек погибло. Кроме всего прочего, «Незабываемая ночь» — классический образец фильма эпохи «золотого Голливуда», основной драматизм которого построен на волнующей фоновой музыке и эмоциональной реакции людей, оказавшихся лицом к лицу с неизбежным.
В «Швейцарской семье Робинзонов» 1960 года масштабное кораблекрушение разыгрывается в лучших традициях «Диснея». Основанный на одноименном романе Иоганна Давида Висса фильм рассказывает историю семьи, оказавшейся на необитаемом острове после бедствия в Индийском океане. Сцена с кораблекрушением в «Швейцарской семье Робинзонов» весьма схематичная, снятая ради основного задела сюжета о выживании в джунглях. Судно главных героев фактически садится на мель, нивелируя любые риски утопления, а заодно спасая нервы сердобольного зрителя. В этом плане «Швейцарская семья Робинзонов» — кино приятно старомодное, особенно ценное для любителей приключенческого жанра, с нежностью вспоминающих «Балбесов» и первые части «Индианы Джонса». На протяжении фильма главные герои ищут различные способы выживания, адаптируются к дикой природе и в конце концов становятся полноправными хозяевами неизведанной земли. Естественно, пираты рано или поздно дают о себе знать, но только ради общей динамики сюжета.
«Приключение “Посейдона”» Рональда Нима был своего рода предшественником того же «Титаника». Как и картина Джеймса Кэмерона, «Приключение “Посейдона”» в свое время стал настоящим зрительским хитом (при удивительно скромном бюджете в 4,7 млн долларов картине удалось собрать все 84 млн) и даже получил две премии «Оскар» — в категориях «лучшая оригинальная песня» и «лучшие визуальные эффекты». Сюжет фильма рассказывает о вымышленном круизном лайнере, который отправляется в длительный новогодний тур, но терпит крушение после внезапного цунами. Небольшой группе пассажиров удается не только выжить, но и забраться на дно перевернувшегося судна. Для начала 70-х годов кадры разрушения в «Посейдоне» максимально эпохальны. Однако там, где Кэмерон выкручивал на максимум драматизм, Ним создавал ощущение триллера — кораблекрушение в фильме выглядит ужасающей вселенской катастрофой, на фоне которой человек кажется особенно хрупким и немощным.
В «Жизни Пи» оскароносного режиссера Энга Ли фильм о кораблекрушении принимает вполне себе философский контекст. Главный герой картины — 15-летний индийский мальчик Пи (Сурадж Шарма), который отправляется в морское путешествие в Канаду. Вместе с Пи на судне плывут его родители — владельцы индийского зоопарка, — а также множество диких животных. В результате сильнейшего шторма главный герой оказывается в спасательной шлюпке вместе с зеброй, орангутангом и очень голодным бенгальским тигром. В течение недели Пи дрейфует в открытом море, пытаясь найти общий язык со своими товарищами по несчастью. «Жизнь Пи» — удивительно тихое кино для сюжета о кораблекрушении. По большому счету сцена со штормом используется здесь как метафора психологического кризиса, в котором оказывается подросток, вынужденный против своей воли покинуть родину. Кроме всего прочего, режиссер Энг Ли использует сюжетный поворот с крушением как возможность исследовать нечто экзистенциальное — трансформации, происходящие с главным героем во время длительного времени в одиночестве.
В приключенческом фильме «В сердце моря» режиссер Рон Ховард пытается подружить вымысел и реальность, добавляя истории о плавании китобойного судна «Эссекс» ощущение мистицизма и старой доброй сказки. В свое время именно эти события послужили источником вдохновения для знаменитого романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Действие картины разворачивается в 1819 году, главные герои — команда китобойного судна «Эссекс», которое отправляется на охоту в Атлантический океан, но спустя год спокойного путешествия сталкивается с гигантским кашалотом. Далее картина Ховарда разыгрывается по структуре современных блокбастеров: обычные люди вынужденно вступают в противостояние с гигантским морским чудовищем. И, несмотря на то что эта схватка явно не на равных, некоторым героям все-таки удается добраться до суши. Ховард едва ли пытается напугать зрителей, напротив — он искренне поглощен убийственной красотой бурного океана, который в равной степени манит и отталкивает.
В моменты особенно острого переживания стресса человеческие чувства раскрываются лучше всего: фильм «Во власти стихии» Балтазара Кормакура — идеальное тому подтверждение. Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о влюбленной паре, Тэми и Ричарде (Шейлин Вудли и Сэм Клафлин), которые в 1984 году соглашаются перегнать парусное судно с острова Таити в Сан-Диего. Во время плавания герои попадают в сильный ураган, в результате которого пара остается без радиосвязи посреди неизвестности. Ситуацию ухудшает тот факт, что и Тэми, и Ричард оказываются серьезно ранены. «Во власти стихии» противопоставляет силу любви природной стихии, что само по себе ужасно банально, но, как ни странно, продолжает работать на зрителя. Находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах герои буквально держатся друг за друга, создавая не физическую, но эмоциональную броню чувству всепоглощающего страха, которое то и дело охватывает горизонт.
В «Треугольнике печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда сцена кораблекрушения не кажется пугающей, драматичной или невероятно красивой. Она не становится заделом для развития персонажей или проживания кризиса. В привычной для себя сатирической манере Эстлунд использует сильную качку во время шторма как провокацию — пассажиры роскошной яхты демонстрируют свои лучшие и худшие качества, фонтанируют странными цитатами о капитализме и потоками собственной рвоты. Наблюдать за развитием действа придется больше часа, что уже удивительно долгий хронометраж для разрушения судна. В своем новом фильме Эстлунд показывает, какими ничтожными могут быть социальные регалии богатых белых людей, оказавшихся вдалеке от привычной им цивилизации. В этом смысле «Треугольник печали» не рассказывает ничего нового, а лишь посмеивается над рабами капитализма, которые волею обстоятельств были загнаны в тупик.