Дважды оскароносный артист Шон Пенн уже не раз оказывался и в режиссёрском кресле: в его фильмографии можно найти и разбивающую сердце картину «В диких условиях», и социальную драму «Последнее лицо». В своем новом проекте «Фальшивомонетчик» Шон не только исполнил главную роль, но и поработал на одной площадке с родной дочерью Дилан. Они сыграли реальных людей, Джона и Дженнифер Фогель, чья история легла в основу сценария Джеза Беттеруорта.
Впечатлениями о съемках фильма Пенны поделились в интервью.
Шон: Изначально Дженнифер давала добро на кино Джезу, так что я принял за основу именно сценарий и взаимодействовал с ним ещё до того, как познакомился с самой Дженнифер и прочитал её книгу. Но потом и Дженнифер, и книга стали для меня очень ценным источником информации. Будучи писательницей, Дженнифер прекрасно понимает и поддерживает поэтическую интерпретацию: я ни разу не почувствовал её давления и желания привести фильм к структуре книги. Мы с ней были в постоянном диалоге, она помогала мне придать киношным проблемам реалистичную глубину — во многих случаях используя саму реальность или же метафоры. Она буквально стала моим партнёром. На меня никто не навешивал груз необходимости рассказать правдивую историю. Основанную на реальных событиях — да, но она намеренно не следует точь-в-точь книге.
Шон: Это скорее решать зрителям, мне не хочется мешать их собственному восприятию. Но могу сказать, что он человек, пожалуй, такой же, как все. В нём есть скрытые намёки на расизм, он преступник, но, как и каждый из нас, в какой-то мере он человек, отчётливо ощущавший, что ему что-то было обещано: что-то обещано обществом, а обещание не выполнено.
Дилан: Думаю, Джон стал тем, кем он стал, потому что он ожидал слишком многого от своей страны и не получил того, чего, по его мнению, он заслуживал. Как персонаж кино он мне нравится. Он очаровательный, хоть и запутавшийся человек, который пытался стать хорошим отцом, но оступался на каждом шагу. Однако он всегда любил свою дочь всем сердцем.
Дилан: Ну, во-первых, Джон мошенник, а мой папа — парень из «Беспечных времен в Риджмонт Хай». А если серьёзно, я думаю, у моего отца есть такая личностная целостность и успешность, о которых Джон Фогель как раз мечтал. Они оба очень любят своих дочерей, но мои отношения с отцом куда более честные и открытые. Но есть одно несомненное сходство: они оба много путешествовали. Когда я была маленькой, папы не бывало дома месяцами — это нормальная история в мире кино. Но дети очень остро чувствуют отсутствие. «О, ты вернулся! А, нет, опять уезжаешь». Это серьёзно влияет на ребёнка.
Шон: Мы провернули семейное дело.
Дилан: Работа с ними обоими — это полный катарсис. Мы с Хоппером очень близки, но вы никогда не найдёте двух более разных людей. Мне кажется, это видно по нашим персонажам. Хоппер всегда за движуху, он у нас в семье этакий массовик-затейник. К нему все тянутся. А я человек скорее сдержанный, но он умудряется и меня раззадоривать. Мы с ним дополняем друг друга, как инь и ян.
Работать с отцом, который здесь выступает и в качестве актёра, и в качестве режиссёра, — совершенно невероятный опыт. Поначалу мне было страшновато, поскольку предстояло воплотить на экране очень эмоционально напряжённые отношения. Я знаю своего отца, но когда он становится боссом, это совсем другое дело. Наверное, из-за того, что он сам актёр, он знает, как с нами разговаривать, как найти подход.
Моя любимая сцена — в китайском ресторане, когда моя героиня, уже подросток, впервые видит Джона. В этой сцене отец вдруг осознаёт, что его ребёнок уже вырос и может иметь своё собственное мнение. Это была первая сцена, в которой я снялась с отцом, и в ней как раз многое закрутилось. Когда мы сели и заговорили, я почувствовала, что это так естественно — очень напоминало то, как мы раньше разговаривали. Это такой момент, когда ты открываешься перед родителями, ты честен с ними и ждёшь такой же честности и открытости в ответ, и именно тогда в отношениях детей и родителей наступает поворотный момент — ты пытаешься стать равным своим родителям.
Шон: Эта сцена просто потрясающе написана, талант Джеза там раскрывается во всей красе: перемены в героях, разноплановость, эмоции и само настроение этой сцены. Когда мы начали её снимать, Дилан потребовалось совсем небольшое режиссёрское вмешательство, и всё. В другом мире, возможно, было бы интереснее поглубже изучить отношения брата и сестры, но здесь мы полностью сконцентрировались на взаимоотношениях отца и дочери. Хоппер тоже очень удачно включился и дополнил наш материал своим присутствием.
Дилан: Работа с ним была очень интенсивным в эмоциональном плане, но бесконечно ценным опытом. Сначала, конечно, было страшно: нам предстояло воплотить очень насыщенные отношения, и работать бок о бок с членом своей семьи на глазах у пятидесяти незнакомцев очень волнующе. Это был наш первый совместный опыт, и я не знала, каким он будет.
Предварительно я посоветовалась с двумя людьми, общение с которыми помогло мне принять решение. Сначала я пообщалась с Джоном Киликом, одним из наших продюсеров. Он очень сильно повлиял на моё решение. Он сказал, что, видя нас с отцом, он чувствует, что мы с ним хорошо сработаемся. Потом я поговорила с мамой (актриса Робин Райт, прим. ред.) — она ведь тоже снималась под руководством отца — и попросила у неё совета. Она сказала, что это был лучший опыт в её жизни, и теперь я знаю, что её слова — чистая правда.