Вполне современный триллер, удачно прикидывающийся классической драмой, – энергичный, бесподобный визуально и крайне эмоциональный. Французское кино в лучшем виде
Вполне современный триллер, удачно прикидывающийся классической драмой, – энергичный, бесподобный визуально и крайне эмоциональный. Французское кино в лучшем виде.
Юную Дани босс просит сделать одну несложную секретарскую работенку, вот только печатать придется у него дома, пока сам начальник отдыхает на вечеринке. После этого руководитель с семьей улетает из Парижа на отдых в Швейцарию, а Дани нужно перегнать их дорогой красивый автомобиль из аэропорта в загородный дом. Вместо того чтобы ехать прямиком в гараж, девушка решает немного похулиганить и отправляется на чужом автомобиле к Средиземному морю. Но предстоящая дорога начинает сводить ее с ума – ее узнают на улицах и в отелях, все говорит о том, что прошлой ночью Дани уже ехала этой дорогой на том же самом авто. Что это? Глупый розыгрыш? Или девушка медленно сходит с ума? Возможно, подсказка лежит в багажнике машины – окровавленная и завернутая в мешок…
Российских постановщиков и критики, и зрители часто громят за отсутствие свежих идей, тягу к ремейкам и переделкам знакомых сюжетов. Полагаем, что и в Европе находятся противники реанимации классики, протестующие против новых нарядов для знакомых сюжетов. Разница кроется в том, что зарубежные постановщики достаточно смелы и самобытны, чтобы на старых углях разжечь новое пламя, а не просто погреться в лучах славы предшественников. Режиссер Жоанн Сфар, посягнувший на классический триллер Анатоля Литвака, оказался крепким мужиком с собственным видением, а потому его «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» получилась вполне оригинальной, достаточно актуальной и выполненной в лучших традициях жанра. Вот этому бы поучиться нашим мастерам «второй свежести».
Прежде всего, нужно отметить отношение Сфара к оригинальному литературному первоисточнику – одноименному роману Себастьяна Жапризо. Режиссер не стал делать вид, что кто-то из его зрителей не знает о существовании книги и никогда не видел фильма 1970 года, наоборот, Сфар максимально резко обрубил те концы, которые связывают его героиню с историей послевоенной Франции. Сегодня ему это не понадобилось, в переосмыслении тех эмоций нынче нужда отпала, а потому фильм лишился нагромождения воспоминаний Дани. Зато сброшенные оковы воспоминаний позволили девушке взлететь – главным мотивом действий Дани стала ее пробуждающаяся сексуальность, женственность, помноженная на неуемное желание жить. С такими исходными данными на трассу Париж – Монте-Карло выходят герои нового фильма.
А далее включается триллер-составляющая, в которой автор, нисколько того не скрывая, желал приблизиться к лучшим образцам жанра. Сфар явно держал в уме работы Кроненберга и Линча – все эти сверхкрупные планы, раздумья героини, ее сомнения в собственном здравомыслии, ее желание вырваться из тяжелого сна, в который вдруг превратилась реальность, – все это напомнит лучшие работы в жанре психологического или даже мистического триллера. К этому нужно прибавить мягкую, обаятельную атмосферу 1970-х, в которой развивается действие: красивые автомобили, стремительно меняющаяся мода, активно проявляющаяся феминизация – все это не самые последние и незначительные слагаемые духа фильма, его внутреннего мира, захватывающего зрителя в липкий плен ужаса.
Мы не станем утверждать, что новая «Дама в очках» лучше той, что была подарена миру в 1970-м, как не станем сравнивать исполнительниц главной роли двух разных эпох. Скорее посоветуем два этих фильма рассматривать как концы некоего отрезка развития кинематографа – по двум этим достойнейшим, качественнейшим лентам можно наблюдать, как сместились режиссерские и операторские акценты, как изменилась манера подачи материала, насколько вырос уровень откровенности и близости автора со своим зрителем. Как ни странно, но сегодня действия девушки, бросившейся очертя голову воплощать свою мечту, выглядят вполне понятными, пусть нас с Дани и разделяют почти полвека.
Интересно, что подобный разговор со зрителем мог случиться чуть раньше и силами нашего режиссера – совсем недавно Станислав Говорухин выпустил в прокат свое видение «Лифта на эшафот» под названием Weekend. Тогда фильму откровенно помешала академичность мастера, кино получилось безликим и бездушным, словно ожившее чудовище Франкенштейна. «Дама в очках» Жоанна Сфара – живая и полная эмоций. Это не дешевая гальванизация трупа, а настоящее перевоплощение, окрашенное в теплые нежные тона. Возможно, именно в этом и кроется настоящий секрет удачного ремейка – любовь к исходнику и собственный взгляд. Но как же трудно найти эти две важные половинки целого в мире, где царит не мечта о море, а трезвый расчет на скорый успех в любом предприятии.
С 22 октября в кино.