"Столкновение" классно начинает, но до конца не выдерживает. Проблема - в политкорректном стремлении всем угодить, идущем у Хэггиса, вероятно, из сериального прошлого и сценарного настоящего. В результате крепкий триллер кончается сопливыми увещеваниями на тему "ребята, давайте жить дружно".
Мода на "цепные" многофигурные сюжеты, когда поначалу никто вроде не знаком, но все уже как-то пересеклись, потом это разъясняется, и к финалу все плотно повязаны, достигла Голливуда несколько лет назад. Поэтому легко заметить, что "Столкновение" /Crash/ (2004) Пола Хэггиса лучше, к примеру, чем "Траффик" /Traffic/ (2000) Содерберга, но однозначно хуже, чем "21 грамм" /21 Grams/ (2003) Иньярриту. Имея в кастинге сразу Сандру Буллок, Брендана Фрэйзера, Дона Чидла, Тэнди Ньютон, Мэтта Диллона, Райана Филиппа, и как бы в эпизодах, уж можно было выдержать класс. Но "Столкновение" классно лишь начинает, а до конца не выдерживает. И проблема не в малобюджетке (6,5 млн. долларов) – фильм уже восьмикратно окупился. Проблема в политкорректном стремлении всем угодить, идущем у Хэггиса,вероятно, из сериального прошлого и сценарного настоящего.
Лос-Анджелес снят реально в блеске и нищете, к антуражу претензий нет. Временная инверсия, когда все начинается с полицейского оцепления вокруг убитого негритенка в придорожном кювете, а потом вразнобой показывают предшествующие сутки всех людей, так или иначе связанных с этим началом – вовсе не самоцель, и нет претензий к путанице. Вместо путаницы идет неизбежный при "многофигурности" монтаж актерских и сюжетных аттракционов, к которому опять же нет претензий. Понять, кто, кого, как и почему убил, смело можно лишь в дополнение к основной задаче. Жанр триллера просто удобен для перманентного стресса разнообразных лос-анджелессцев, а задача – реально дикий напряг любого из нас в буднях современного мегаполиса. Накладывающаяся на стресс дикая расовая ненависть крепко связывает жанр с реальностью. Показать мегаполис словно ковчег, где каждой твари по паре, только нет той горы Арарат, куда б они приплыли – весьма благое намерение. Если б исполнилось, легко распространилось бы на Москву.
Как твари жестоко цапаются, лучше всего получилось у Мэтта Диллона и Тэнди Ньютон. У них – самая богатая ситуация, достойная отдельного кино. Всего и не расскажешь. Но когда этот грязный коп ее лапал при досмотре, убить его хотелось. Со слюнтяем-напарником он, видите ли, патрулировал вечером улицы, а перед ними ехал только что угнанный черный лендровер. Естественно, догнал. Естественно, сразу заметил, что лендровер не тот, зато в этом прям по пути хорошенькая мулатка осуществляет оральный секс в отношении водителя. Правда, водитель – законный муж и трезвый, как стекло, зато она под градусом и орет, и муж – очередной слюнтяй. Естественно, коп устроил им шоу. Только мы еще не знали, что он злой, как собака, так как днем его в телефон обхамила врачиха-негритянка, и сука она редкая, а отец у него больной. Только сам он еще не знал, что завтра мулатка поругается с мужем и в слезах попадет в автокатастрофу. В общем, заматеревший Мэтт Диллон вполне тянет на "Оскар" за роль второго плана.
Отлично сработали коллеги и любовники Дон Чидл и Дженнифер Эспозито – прямо вспоминается Хамфри Богарт. Приятно удивляют Брендан Фрэйзер в роли окружного прокурора, законченного "естественного" подонка, и Сандра Буллок в роли его жены-истерички. Всего прослежено вообще 16 человек – негры, корейцы, персы, белые, мексиканцы, и для каждого всплеска расовой ненависти найдено свое решение. Правда, одни прослежены пунктирно, другие – чересчур сентиментально, но хамство, кражи, убийства, погромы, террор в семьях, лживость властей осенены расовой ненавистью весьма конкретно. Лишь когда где-то после середины втянутость всех персонажей в цепочку событий, приведших к убийству, разъясняется, идет медленное, но верное разочарование. Пусть вполне нормально, что один, казавшийся сволочью, был не сволочь, а другой, казавшийся добряком, стал злодеем. Но когда этот сюжетный аттракцион вдруг распространяется на всех людей вообще, и нам на его основе начинают читать мораль, нас уже нагло дурят.
Мораль в том, что в каждом человеке будто не просто "всего понамешано" – нет, в нем всего намешано поровну. Сколько добра, столько и зла, равновесие доводится до нуля, до того, что "подлость – понятие относительное" и "у каждого своя правда". Значит, никого нельзя судить, а всех можно понять. Срочно нужно понять хамов, подонков, воров, убийц, семейных тиранов, политических проституток. Он тебя ломом по голове, а ты его пойми.
Мало, что это весьма сомнительная мораль, но если в ней – еще и единственное спасение мегаполиса, сам Пол Хэггис с семьей явно проживает на загородной вилле.