Наметанный глаз зрителя сегодня легко отличит, где режиссеры современных блокбастеров поднапряглись и выстроили достойную съемочную площадку с использованием обширной массовки и живых каскадерских трюков, а где сэкономили
Крушение поезда
Бюджет военной комедии Бастера Китона «Генерал» сегодня вызывает улыбку, вот только нужно помнить о том, что 42 тысячи долларов тогда и сейчас – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Для 1926 года это были весьма внушительные деньги, а картина о паровозной погоне стала самой дорогостоящей для эпохи немого кино. А все потому, что Китон за 75 лет до Майкла Бэя понял простую истину: «Если вы хотите снять действительно зрелищное кино, в кадре все должно бежать, лететь, гореть и взрываться!» Дабы соответствовать собственным убеждениям, Китон в финальной сцене утопил настоящий раритетный паровоз, специально для одного кадра приобретенный в местном депо. Это не миниатюры и не анимация – все реально, у съемочной группы был всего один дубль, и, к счастью, все прошло, как задумано – паровоз рухнул с моста в пропасть весьма артистично. Съемки не могли не привлечь местных жителей, поэтому в момент падения поезда рядом с камерой находилось множество зевак, в ответственный момент истошно завопивших. Правда, здорово, что фильм немой?
Арена
Пеплум Уильяма Уайлера «Бен-Гур» в 1960-м недаром был отмечен рекордным количеством «Оскаров», картина и впрямь получилась впечатляюще масштабной и более чем драматичной. И хотя сегодня лента выглядит несколько архаичной, знаменитые гонки на колесницах остаются непревзойденным примером головокружительной отваги и безумных финансовых затрат. Начнем с того, что на момент выхода «Бен-Гура» в прокат арена сбыла самой большой декорацией, построенной для съемок фильма, и занимала она площадь в 18 гектаров. Для строительства арены было привлечено свыше тысячи работников, а 450-метровый трек засыпали 36 тысячами тонн песка, специально доставленного из Мексики вереницей грузовиков. Далее, для съемок было привлечено 82 лошади. Хотя непосредственно в гонке использовалось только 36, времена были такие, что о бережном отношении к животным речи не было, травмированных скакунов моментально заменяли. Наконец, более восьми тысяч человек исполнили роли зрителей на трибунах грандиозного сооружения – Уайлер посчитал пустой тратой времени пересадку толпы под нужный ракурс, а потому просто заполнил строение людьми до отказа.
Напалм
Гением быть хорошо – стоит проявить однажды свою необыкновенную одаренность, и все двери перед тобой будут открыты на много лет вперед. Своим «Крестным отцом» Фрэнсис Форд Коппола заслужил безраздельное доверие многих сильных мира сего, а потому на съемки «Апокалипсиса сегодня» ему был дан полный карт-бланш и такие средства, что он мог затеять собственную вьетнамскую войну. Но на съемки Коппола отправился не во Вьетнам, а на близлежащие Филиппины, где благодушное руководство страны выделило режиссеру небольшой тропический остров и внушительное подразделение собственной армии. И Коппола разошелся не на шутку – для знаменитой сцены полета своих «Валькирий» он сжег несколько акров местного леса, вертолеты поливали джунгли настоящим бензином! Попробуйте представить себе такие съемки сегодня – «зеленые» разорвут вас живьем! А здесь мало того, что съемочная группа уничтожала лес, так еще и с использованием настоящих боевых вертолетов филиппинской армии – такой вот пацифистский посыл.
Падение машины
Музыкальная комедия Джона Лэндиса «Братья Блюз» вообще не должна была появиться на свет, слишком уж многое было против нее: разросшийся бюджет, расползшийся до неприличия съемочный период, регулярные стычки на съемочной площадке и, конечно, кокаиновая зависимость Джона Белуши («Братья» – единственный фильм в истории, в официальную смету которого была внесена строка с затратами на «порошок»). Тем не менее худо-бедно фильм удалось доснять и выпустить в прокат – больше того, он стал кинотеатральным хитом. Не в последнюю очередь благодаря смелым решениям Лэндиса. Чего стоит одна только сброшенная с чикагских небес машина преследующих братьев нацистов! Для съемок этого крохотного 20-секундного эпизода Лэндис нанял вертолет, который поднял Ford Pinto на высоту 360 метров и сбросил над одним из пустырей в районе порта. Удивительно то, что проделать этот трюк позволили спасательные службы и мэрия города – Чикаго славится своими ветрами, и летящее авто могло снести куда угодно. По счастью, все прошло успешно, и машина разбилась всмятку ровно там, где ее ждала камера оператора.
Змеи
Это сегодня мы все отлично знаем, что Индиана Джонс недолюбливает змей, а в первом фильме франшизы авторам нужно было эту нелюбовь продемонстрировать так, чтобы змеи впечатлили каждого зрителя. Что же, сцена с ползучими тварями получилась весьма пугающей – Инди оказался в египетской гробнице в компании с тысячами шипящих пресмыкающихся, причем Спилберг решил произвести сногсшибательный эффект и засыпать в декорации максимум змей: по одним источникам, их было шесть тысяч, а по другим – целых девять! Причем сначала их просто свалили в одну кучу и только потом догадались отделить ядовитых от обычных, хоть и кусачих ужиков. В результате получился знаменитый киноляп, в котором мы можем увидеть отражение Харрисона Форда на стекле, отделяющем его героя от разъяренной кобры. И все же отделены от остальных были лишь несколько сотен, по остальным змеям актерам и съемочной группе приходилось буквально ходить.
Похороны
Сложно остаться равнодушным при виде огромной похоронной процессии, которая провожает в последний путь легендарного Махатму Ганди после его смерти в результате покушения, продемонстрированной в биографической драме Ричарда Аттенборо «Ганди». Придирчивый зритель привычно начнет искать подвох и обман, но будет разочарован – режиссер к воссозданию эпического момента подошел «топорно» и просто согнал гигантскую массовку. Историки утверждают, что на похоронах Ганди присутствовало свыше миллиона человек, и Аттенборо пришлось постараться, чтобы воссоздать грандиозное шествие. Для начала три тысячи человек были обучены маршировать – их отправили изображать отряды индийских военных. Затем 98 тысяч человек получили указания, как вести себя, чтобы выглядеть в кадре не просто толпой, а скорбящими гражданами. И еще 250 тысяч человек остались на дальнем плане без специальных распоряжений, просто для красивой картинки. Окончательное число статистов точно никто уже не укажет, но цифра в 350-400 тысяч в любом случае является рекордной в истории кино.
Взятие города
Впечатляющую сцену атаки американских солдат в городе, кишащем вьетконговцами, для своей «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрик предпочел снимать не где-то в Юго-Восточной Азии, что было бы логично, а в пригороде Лондона, на территории заброшенного завода, корпуса которого подлежали сносу. За несколько недель до начала съемок на объект был отправлен «десант» рабочих, которые, с одной стороны, привели оставшиеся здания к архитектурному стилю, схожему с вьетнамским, а с другой – кувалдами нанесли на стенах следы многомесячных артиллеристских, минометных и автоматных обстрелов. В какой-то момент Кубрик хотел пару построек просто взорвать, но тут воспротивилась британская армия, занятая охраной объекта и подготовкой пиротехники, – план был слишком опасным даже для Кубрика. В результате режиссер и генералы сошлись на том, что стены здания были нашпигованы полутора тысячами зарядов, которые и изобразили шквальный огонь американских морпехов. Правда, легко военным отделаться не удалось – в своем привычном стиле Кубрик настоял на таком количестве дублей, что съемки сцены растянулись почти на месяц.
Автострада
Долгожданное продолжение культовой «Матрицы» вряд ли может похвастать таким же эффектом, какой произвел на зрителей оригинальный фильм, но кое-чем может гордиться и «Перезагрузка» – например, впечатляющей сценой погони. И хотя лихо отснятый эффектный эпизод переполнен графикой и компьютерными спецэффектами, полностью «нарисовать» этот кусок было невозможно. И Вачовски построили собственную автостраду! На военно-морской базе в Калифорнии было выстроено 2,5 километра автодороги с несколькими съездами и шестиметровой стеной вокруг, прежде всего призванной убрать из кадра силуэт Сан-Франциско, слишком сильно бросавшийся в глаза. Кроме того, каскадеры и съемочная группа использовали настоящие автомобили – компания General Motors пожертвовала Вачовски более ста экземпляров машин различных марок, которые режиссеры с размахом и вкусом красочно уничтожили.
Взрыв больницы
«Темный рыцарь» – картина, установившая высочайшую планку не только в экранизациях комиксов, это образцовая драма и экшен, заслуживающий всяческих похвал. И сколько бы мы ни хвалили за блестящую работу Хита Леджера, Кристиана Бэйла и Аарона Экхарта, без умения Кристофера Нолана удивить зрителя ничего бы не получилось. И Нолан расстарался – взял, например, и построил целый больничный корпус только для того, чтобы пышно его разрушить. Подрыв такой конструкции требовал самой тщательной подготовки, не говоря о том, что продюсерам и постановщику пришлось пройти все круги ада, чтобы получить на него разрешение. В итоге у Нолана все было просчитано до сотых долей секунд – второго шанса взорвать такую огромную конструкцию не было. И это разрушает один из самых красивых мифов о «Темном рыцаре». В сцене взрыва Джокер несколько раз нажимает на пульт, но с зарядами ничего не происходит – считается, что это вынужденная импровизация Леджера, мол, один из зарядов не сработал. На самом деле, и об этом говорит сам Нолан, все было придумано и отрепетировано заранее, актер просто умело исполнил указания постановщика.
Поезд
Кристофер Нолан – один из немногих современных режиссеров, которые до сих пор в большей степени доверяют «живым» декорациям, нежели компьютерным эффектам, и именно поэтому каждый новый его фильм становится подлинным событием. И причина такой любви к старомодным способам съемки кроется в любви к кино, Нолан действительно считает, что живые декорации впечатляют на большом экране сильнее любой графики. К счастью, у этого режиссера хватает умения, авторитета и средств на то, чтобы воплощать свои самые смелые идеи, например, запустить по улицам города настоящий поезд. Да, знаменитая сцена из «Начала» снята с участием настоящего локомотива. И машины поезд сокрушает самые настоящие. Единственное, что пришлось нарисовать специалистам по CGI, – это разрушающийся под колесами асфальт, все-таки для съемок сцены поезд пустили по специально установленным рельсам. Остальное – настоящая магия живого кино.