Пока в Голливуде студии рискуют собственными деньгами, снимая фильмы, в российской индустрии порядки немного иные. Тут кинематографисты часто получают поддержку от государства и деньги налогоплательщиков на свои проекты — причём порой на безвозвратной основе. И далеко не все фильмы в итоге окупаются или хотя бы культурной значимостью оправдывают народные рубли. Андреасян — это ещё цветочки. Про многие фильмы, на которые государство выделяет миллионы, вы, возможно, даже не слышали.
На экранизацию пропагандистско-православной книжки, поставившей перед собой цель деконструировать поп-культурный миф о добрых волшебниках (ведь вся магия, как известно, от Сатаны, даже киношная), государство выделило аж 15 миллионов рублей на безвозвратной основе. И если в других случаях хотя бы понятно, чем руководствовались люди из Фонда кино, то здесь впору задаться вопросом: «А о чём они вообще думали?»
Сам мультфильм получился не то что плохим — он просто некомпетентно сделан. И, понятно, сценарно (хотя с таким первоисточником что-то дельное сделать, пожалуй, невозможно), и технически — такой ужасной 3D-графики не было даже тогда, когда с помощью неё начали создавать первые анимационные картины. Понятно, никто на этот ужас в кино не пошёл, и заработала картина жалкие 26 тысяч рублей.
Вероятно, вы даже не слышали об этом военном фильме 2018 года — он рассказывает о советском корабле, занимающемся перевозкой зэков из одного лагеря в другой. Действие происходит в 1941 году, и на корабль во время плавания нападают немецкие самолёты. Назревает бунт, но заключенные и офицеры вынуждены объединиться против общей угрозы.
У фильма вполне приличный актёрский состав (Юра Борисов, Тимофей Трибунцев) и довольно большой бюджет — одних государственных денег на картину было выделено 119 миллионов (из которых 100 — безвозвратно). Но при этом он прошёл абсолютно незамеченным в прокате. Вероятно, проблема в плохом маркетинге и невыдающемся качестве самого фильма — так или иначе, заработал он жалкие 816 тысяч.
Один из самых одиозных и известных случаев. В 2016 году Фонд кино выделил аж 25 миллионов рублей на скринлайф-фильм «Взломать блогеров», эксплуатирующий известность на тот момент топовых российских ютуберов вроде Саши Спилберг и Ивангая. Наверное, с финансовой точки зрения это и правда казалось хорошей идеей, но, как мы знаем, «эксперимент оказался неудачным» — фильм был настолько невыразительным и некомпетентно сделанным, что отвернул, наверное, даже преданных фанатов этих блогеров. И уж точно не смог привлечь никого, кроме них.
Фильм о том, как блогеров взламывает неизвестный хакер, после чего они оказываются внутри рабочих столов собственных компьютеров, до сих пор вспоминают за ужасную анимацию и нелепый сценарий. «Взломать блогеров» собрал всего 8 миллионов рублей — и чудо, на самом деле, что он собрал хотя бы столько.
Фильм Павла Лунгина, основанный на опере Чайковского (в свою очередь, основанной на «Пиковой даме» Пушкина) однозначно неудачным не назвать — хотя, конечно, в карьере режиссёра это далеко не самое яркое пятно. Да и собрал он не то чтобы совсем копейки: 30 миллионов рублей. Проблема в том, что именитому постановщику государство выделило аж 150 миллионов — из них 133 безвозвратно. Такой бюджет с экранизацией оперы отбить у нас, к сожалению, сложновато.
Да и Лунгину в целом не очень везёт финансово. Его хорошее «Братство», на которое тоже выделяло деньги государство, в прошлом году с треском провалилось. При вложениях в 130 миллионов фильм собрал всего 46 — повлиял в том числе и негативный сарафан от ветеранов Афгана, которых не устроило, как их показали в картине.
Продюсера Александра Роднянского всё не покидает идея создать российский «авторский блокбастер». После не слишком успешного (финансово, по крайней мере) эксперимента с «Дуэлянтом» Мизгирёва он занялся «Девятой» — уже с режиссёром Николаем Хомерики. Готический детектив в императорском Петербурге звучит как что- то очень любопытное, но, кроме эстетики, в фильме не удалось практически ничего.
Историю о детективе, расследующем серию странных ритуальных убийств, ругали за наивный сценарий и в целом сильный фокус картины на форму в ущерб содержанию. Зритель усилий Роднянского с Хомерики не оценил, и блокбастера из «Девятой» не получилось. При государственных вложениях в 300 миллионов безвозвратных рублей фильм собрал только 55.
Ещё один фильм, о котором вы, скорее всего, даже ничего не слышали. А тем временем на него государство выделило аж 139 миллионов рублей — все безвозвратно. Мультфильм о том, как милая волшебница превратилась в мифологическую Бабу Ягу, решили выполнить в очень специфической манере аппликации (почти как South Park, да). Со стороны анимация, правда, выглядела из-за этого очень бедно и как будто дешёво (что недопустимо для таких бюджетов).
Фильм не смог привлечь зрителя, а, судя по его известности, продюсеры не особо и пытались продвигать картину. Возможно, не верили в успех проекта, а может и, кто знает, имели какой-нибудь злой умысел (тут судить мы не берёмся). Факт в том, что заработала «Баба Яга» всего миллион рублей — в 220 раз меньше своего бюджета.