Так уж устроена человеческая психика – большинство из нас при воспоминаниях опирается на зрительные образы, порой закладываемые в самом детстве. Особенно ярко это видно на примере исторических персонажей
Андрей Смирнов в роли Ивана Бунина
Картина Алексея Учителя «Дневник его жены» – одна из самых ярких работ, возможно, лучшая в фильмографии режиссера, в ней есть страсть и любовь, она полна сострадания героям, эпохе и обстоятельствам, послужившим основой сюжета, фильм получился живым и трогательным. Не в последнюю очередь потому, что Дуня Смирнова писала сценарий конкретно под своего отца – Андрею Смирнову было уготовано самой судьбой воплотить на экране образ великого русского писателя Ивана Бунина, оторванного от родины, непонятого даже при наличии Нобелевской премии и одинокого даже в окружении очаровательных женщин. Увы, Смирнову удалось продемонстрировать далеко не все, что хотелось бы извлечь из истории последней любви писателя, а временами актер даже блекнет на фоне коллег. Как ни жаль, но это не «настоящий» Бунин.
Сергей Безруков в роли Сергея Есенина
Еще совсем не так давно, всего десяток лет назад, могло показаться, что Сергей Безруков поставил своей задачей воплотить на экране все более или менее значимые для нашего зрителя образы: он и Пушкиным был (а чуть раньше – Дантесом), и Высоцким, и, страшно сказать, сыграл самого Сына Божьего в его булгаковской интерпретации. Нашлось в фильмографии Сергея и место для Есенина, а точнее, главная роль в сериале Игоря Зайцева о последних неделях жизни великого поэта. В отличие от Пушкина и Высоцкого, Есенин Безрукову эмоционально близок, а потому работа актера получилась взрывной, яркой и пронзительной. Но не обошлось и без строгой критики, правда, в основном она касалась сценария – историкам показалось, что Безруков играет не «озорного гуляку», а жулика и пропойцу.
Владимир Меньшов в роли Льва Толстого
Блистательный «Квартет И» хоть и шутит в своих спектаклях и фильмах над самым святым, но всегда знает меру, а главное – демонстрирует отменный вкус. В их картине «О чем еще говорят мужчины» зрители знакомятся с весьма необычной трактовкой значения для всех нас Льва Николаевича Толстого – образ великого русского писателя преследует в фильме главных героев, выполняя функции совести. Высокое доверие воплотить на экране «матерого человечище» было оказано великолепному Владимиру Меньшову. Реальный Лев Толстой, конечно, тоже обладал определенным чувством юмора, но «меньшовский» старец своими саркастичными замечаниями дает фору не только своему прототипу, но и нашим современникам.
Евгений Миронов в роли Федора Достоевского
В том, как на телеэкране в мини-сериале «Достоевский» режиссера Владимира Хотиненко Евгений Миронов воплотил образ Федора Михайловича Достоевского, есть сразу несколько интересных деталей. Во-первых, приглашение Миронова на эту роль было символично – несколькими годами ранее именно экранизация «Идиота» Достоевского сделала Евгения всенародным любимцем. Во-вторых, вокруг показанного в сериале образа разгорелась жаркая искусствоведческая дискуссия – авторов обвиняли в фальсификации истории, очернении памяти о классике и даже откровенной лжи. Как бы то ни было, Федор Михайлович из Евгения Витальевича получился весьма колоритным и, что немаловажно, похожим портретно – для этого, правда, актеру пришлось расстаться с частью волос на лбу.
Виктория Исаева в роли Марины Цветаевой
В случае с исполнившей роль Марины Цветаевой в фильме «Зеркала» Викторией Исаковой нужно отметить, что актриса для образа поэтессы была подобрана слишком красивая. Цветаева, безусловно, обладала определенным женским очарованием, но не тем, да простят нас женщины, что принято называть «красотой». Разумеется, значимость великой поэтессы была в ее произведениях, в том, какую тяжелую долю пришлось ей вынести на протяжении своей не такой долгой жизни, в том, как окружавшие ее трагедии трансформировались в хлесткие строки стихотворений. К счастью, фильм «Зеркала» успешно справляется с тем, чтобы продемонстрировать внутренний мир Цветаевой, ну а «оболочкой» остается только любоваться – Виктория Исакова прекрасна в любых декорациях и нарядах любых эпох.
Андрей Смоляков в роли Максима Горького
В противоположность Евгению Миронову Андрей Смоляков со своей ставшей уже легендарной безволосой головой пришелся в сериале «Орлова и Александров» как нельзя кстати – играть ему предстояло Максима Горького, но уже в тот период жизни великого русского «буревестника», когда на писателе отразилась печать возраста. Роль у Смолякова в сериале не самая большая, но зато крепко врезающаяся в память – колоритные горьковские усы придали актеру значимость и какую-то вселенскую серьезность. Такого Горького нельзя не принимать всерьез, даже если на первый взгляд образ и кажется вам несколько карикатурным и рисованным.
Иван Колесников в роли Сергея Довлатова
Формально Иван Колесников в картине Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» играет не Сергея Довлатова, а некую его проекцию на те, безусловно, автобиографические рассказы, что Довлатов писал в стол на заре своей писательской карьеры. С этой точки зрения Колесникову, фактически дебютирующему в большом кино этой необычной ролью, было проще, чем остальным актерам, представленным в нашем сегодняшнем списке, – не нужно было перенимать манеры, жесты и мимику своих героев, даже скрупулезной работы гримеров удалось избежать. Но никуда не денешься от атмосферы картины и наполняющей ее энергетики – а по этим показателям фильм заметно пробуксовывает. Все потому, что рассказы Довлатова не воспринимаются в отрыве от его внушительного силуэта где-то на периферии зрения. Без Довлатова кино о нем не работает.
Александр Петров в роли Николая Гоголя
Один из самых необычных проектов современного российского кино представляет зрителю не привычный образ Николая Васильевича Гоголя, большого русского прозаика, а скорее хулиганскую фантазию на тему произведений писателя и его места в них. Мистический триллер «Гоголь. Начало» больше похож на экранизацию готического романа или мрачного комикса, а значит, Гоголь в нем должен быть супергероем. Исходя из этого, выбор на главную роль «хулигана» Александра Петрова – блистательный ход продюсеров, они решили рискнуть и не прогадали, их главный герой получился одновременно трогательным и отчаянным. Конечно, Гоголь Петрова ничуть не похож на классические образы, воплощенные Георгием Вициным или уже упомянутым нами Александром Трофимовым, но в этом-то и прелесть!
Константин Крюков в роли Александра Пушкина
Еще одна «хулиганская» картина в нашей сегодняшней подборке – фантастическая комедия «Спасти Пушкина», где роль «нашего всего» исполнил Константин Крюков. Кто-то сочтет подобный кастинговый выбор глумлением над столпом русской литературы, но авторы фильма не пытались достичь какой-то документальности и биографического соответствия, их задачей стало привлечение внимания к имени Александра Сергеевича со стороны юного поколения. И Крюков подходит для этого идеально – благодаря фильму молодые зрители принимают Пушкина не безликим автором навязших на зубах стихотворений, а человеком из иной эпохи, человеком страстным и искренним, стоящим на стороне добра и справедливости. А закостенелый классический образ лучше оставить памятникам.
Артур Бесчастный в роли Иосифа Бродского
Мы не станем еще раз разглядывать под микроскопом образ Сергея Довлатова, тем более что Милану Маричу в фильме Алексея Германа удалось на порядок больше, чем Ивану Колесникову у Говорухина, но обратим ваше внимание на другую заметную персону того времени. В «Довлатове» немало времени уделяется общению главного героя с Иосифом Бродским, блестящим поэтом, эссеистом и переводчиком, на момент событий картины серьезно размышлявшим над перспективами эмиграции из СССР. Нужно отдать должное Герману, он нашел на роль Бродского неожиданного актера – Артура Бесчастного, знакомого зрителям по комедии «Адаптация». Не самый очевидный выбор, но безусловно мощный – такого Бродского вы еще не видели, он еще достаточно молод, чтобы решиться на большие перемены, но и невероятно глубок, как и положено гению.