Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Наперегонки с ветром: рецензия на «Стометровку» — аниме, которое заставляет наконец полюбить бег

Вторая полнометражка заслужившего широкое признание в узких кругах Кэндзи Иваидзавы задирает планку еще выше.

Добавить в закладки

Трейлер

Тогаси рожден для бега. С самого детства парень с легкостью бьет собственноручно (или, точнее, собственноножно) установленное время, вырываясь далеко вперед всех одноклассников. Уже в средней школе ему прочат большое будущее, а известный бегун Никами и вовсе уверен, что в Тогаси скрывается нереализованный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Важным катализатором для толчка становится Комия — новый ученик, одержимый бегом, несмотря на то что у него ничего толком не выходит. Узнав, что для Комии спорт — это не веселье, а попытки сбежать от реальности, Тогаси берет его под свое крыло и начинает тренировать. Результаты не заставляют ждать: упорный новичок в разбитых кроссовках с отклеивающейся подошвой вскоре уже почти нагоняет Тогаси — только для того, чтобы убежать в неизвестность из-за очередного переезда семьи. Разумеется, на этом их история не заканчивается, но встретятся бегуны еще не скоро.

Кадр из аниме «Стометровка»

Кадр из аниме «Стометровка»

«Стометровка» убеждает в том, что зрителя ждет нечто особенное, еще на этапе промо: уже в трейлере видна невероятная проработка анимации в сочетании с необычным визуальным стилем, редкими для японской школы приемами вроде ротоскопирования и отличным звуковым дизайном. Ну а тем, кто плотно следит за японской культурой, многое становится понятно по списку задействованных лиц: в основе аниме лежит произведение мангаки Uoto, известного по философскому «О движении Земли», а режиссером выступил Кэндзи Иваидзава — аниматор-самоучка, ярко стартовавший с короткого метра «Человек в туннельном переулке в городе Фукурай», а после дебютировавший в полном метре «Онгаку: Наш звук». Причем первый же фильм заработал ряд престижных наград, даром что был снят на собственные деньги с привлечением малоизвестных аниматоров.

Кадр из аниме «Стометровка»

Кадр из аниме «Стометровка»

История «Стометровки» охватывает почти полтора десятка лет: юные Тогаси и Комия встречаются еще в средней школе, однако вскоре их пути расходятся для того, чтобы бегуны вновь встретились на дорожке уже в школе старшей. По большей части протагонистом выступает Тогаси: отбытие «заклятого друга» по бегу надолго оставляет последнего за бортом сюжета, в фокусе достижения уже состоявшегося спортсмена. Тогаси при всей страсти к легкой атлетике то и дело испытывает сомнения во врожденном таланте, словно забывая собственное напутствие: «Почти что угодно можно решить, пробежав быстрее всех стометровку». Короткая дистанция и устанавливаемые на ней рекорды вообще выступают сквозным мотивом — причем не только в прямом, но и в переносном смысле.

Жанр спокон в аниме традиционно строится вокруг волевого достижения результатов в спорте (название — буквальное сокращение от слов «спорт» и «сила воли»), но нередко говорит не только об этом. Для Uoto дебютная «Стометровка» словно стала возможностью поразмышлять о многом — от побега от реальности, что является стартовой мотивацией Комии («Когда занимаешься чем-то еще более тяжким, чем реальность, реальность будто размывается»), до попыток Тогаси что-то доказать — как себе, так и окружающим. Своя правда есть и у других атлетов: в «Стометровке» их наберется почти с десяток, и мотивация у каждого будет своей. А у кого-то и вовсе поменяется в процессе по тем или иным причинам.

Кадр из аниме «Стометровка»

Кадр из аниме «Стометровка»

В этом плане короткая дистанция явно выбрана для того, чтобы сжато обсудить все то, что по-настоящему важно авторам — что мангаке, что режиссеру. Последний, к слову, позволил себе немало вольностей: картина смело тасует персонажей и события, выбрасывая целые арки и переиначивая сцены для того, чтобы поговорить о вещах, которые явно больше интересуют самого Иваидзаву. Впрочем, суть: преодоление, поиски персональной мотивации и огромная страсть — никуда не исчезают. И занимают важное место в обеих версиях произведения: как Uoto задает бег скорее как фон для обсуждения базовых принципов, так и Иваидзава аналогичным образом доносит до зрителей не столько спортивные, сколько общеприменимые идеи. На откровение «Стометровка» при этом не претендует: аниме здорово иллюстрирует человечность спорта, важность достойного противника, сложность простых вещей и другие хрестоматийные вещи, но делает это настолько впечатляюще, что хочется купить пару кроссовок и отправиться на беговую дорожку прямо сейчас. Не в последнюю очередь — стараниями Иваидзавы.

Кадр из аниме «Стометровка»

Кадр из аниме «Стометровка»

Режиссер вновь прибегает к любимому ротоскопу, с которым работает в уникальной манере: хоть оригинальные движения и считываются, но не остается никаких сомнений в том, что перед тобой именно аниме. Добивается Иваидзава эффекта рядом приемов — от стремительно меняющихся контуров до утрированности черт. «Стометровка» завораживает тем, насколько проработанными оказываются некоторые моменты: редкий полный метр из Страны восходящего солнца может похвастаться такой экспрессивной технической палитрой. В ход идет все — от трансформации стилистики изображения до динамики сцен от первого лица (редкость для анимации!) и резкой перемены ракурсов. Работа проделана не только с видеорядом, но и со звуком: например, в сцене с эстафетой можно заметить, как меняется громкость музыки в соответствии с растущим напряжением.

«Стометровка» — это яркое зрелище, которым индустрия радует далеко не каждый год. Аниме стоит посмотреть даже тем, кто равнодушен к спорту: быстро становится понятно, что суть совершенно не в беге, хотя и он поставлен так, что оторваться невозможно. А еще «Стометровка» отлично демонстрирует, что имя Иваидзавы стоит того, чтобы за ним следить, благо, на следующий год запланирован новый проект — «Прекрасная Хина», и уже в коротком (девять секунд!) тизере видно, что все фирменные приемы на месте.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?