Очередная трагикомедия Вуди Аллена на тему «Преступления и наказания» получилась заметно хуже предыдущих
Прожив долгую и бурную жизнь, профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) начисто разочаровался в бытии. Теперь его ничто не радует – ни уважение студентов, ни сочинение книг, ни интерес к нему таких привлекательных женщин, как профессор Рита (Паркер Поузи) и студентка Джилл (Эмма Стоун). Ему не помогает даже любимый виски, который лишь вгоняет его в еще большую депрессию. Но однажды Эйб подслушивает в забегаловке жалобы женщины на коррумпированного судью, который готовится отнять у нее детей, и профессор решает, что совершил бы благое дело, если бы избавил мир от такого мерзавца. Вскоре подготовка преступления затягивает его с головой, и Эйб впервые за много лет обретает вкус к жизни и к романтическим приключениям.
Когда феминистки жалуются на то, что Голливуд рассказывает слишком мало женских историй, с ними трудно не согласиться. И это особенно очевидно в приложении к лентам вроде очередного фильма Вуди Аллена «Иррациональный человек» – лентам, которые смотрелись бы лучше и интереснее, если бы центральным персонажем была их главная героиня.
В самом деле, представьте себе историю о выдающейся студентке из профессорской семьи, которая всю жизнь провела в кампусе маленького университета и которая киснет в нудном окружении добропорядочных интеллектуалов. Однажды ей приходит в голову мысль, вдохновленная экзистенциальной философией, «Преступлением и наказанием» и «Незнакомцами в поезде»: «Что, если я совершу идеальное преступление – хитроумно прикончу негодяя, который меня даже не знает? Это будет и круто, и благородно, и невероятно увлекательно! И я докажу себе самой, что недаром просиживаю шорты на занятиях по химии, литературе и философии!»
Сколько сюжетных пластов можно было бы наслоить в таком фильме – от переосмысления классики до полемики с супергеройским кино, где персонажи часто берут закон в свои руки! А какие сюжетные повороты для него можно было бы придумать! И Эмма Стоун была бы идеальна в роли исключительно умной и эксцентричной девушки, которая вызывает безусловную симпатию, даже когда планирует зловещие преступления (понятно, одной смертью картина бы не ограничилась). Как знать – возможно, эта роль принесла бы Стоун «Оскар». И она точно была бы куда интереснее, чем все, что актриса сыграла со времен «Отличницы легкого поведения».
Если Вуди Аллену было бы лет 35, то, возможно, он смог бы придумать и поставить такой фильм. Но 80-летний классик уже слишком стар, чтобы создать кино, тщательно копающееся в голове современной студентки – даже если это старомодная девушка, которая предпочитает бумажные книги чтению Twitter. Так что главный герой «Иррационального человека» – обычный для Аллена немолодой профессор, к которому рыженькая студенточка прилагается в качестве подпорки для эго и наивной куклы для сперва платонических, а затем и сексуальных отношений. Да, Джилл – кукла интеллектуальная, могущая поддержать умный разговор и решить криминальную головоломку. Но в конечном счете это простенькое и донельзя предсказуемое существо, задействующее лишь малую толику актерского таланта Эммы Стоун. Примерно то же самое можно сказать о героине Паркер Поузи, и, честно говоря, не очень понятно, зачем фильму две героини, если их главное различие – возраст.
Вероятно, Аллен включил в сценарий и Риту, и Джилл, чтобы сделать зрителям сюрприз в тот момент, когда картина объявит, что это не мелодрама о любовном треугольнике, а криминальная драма (любовный треугольник здесь все же есть, но никакого драматизма он не порождает). Но лишние персонажи отнимают время у основной сюжетной линии, которой и без этого уделяется недостаточно много внимания, поскольку картина довольно долго добирается до сцены, в которой Эйб подслушивает судьбоносный разговор. При этом до того момента, когда герой перестает себя жалеть и начинает действовать, следить за ним совершенно неинтересно, поскольку нытики-интеллигенты все на одно лицо и на один мотив. Кстати, трудно не согласиться с теми американскими критиками, кто написал, что Эйб Лукас – самый неприятный протагонист в творчестве Аллена. Если бы его не играл такой харизматик, как Хоакин Феникс, первую часть фильма вовсе было бы невозможно смотреть.
Картина существенно улучшается, когда Эйб начинает планировать убийство. Она становится увлекательнее и смешнее («Человек» – мрачно-ироничная трагикомедия), и она формулирует любопытные моральные дилеммы. Только вот беда – Аллен уже посвятил поднимаемым в «Человеке» проблемам несколько знаменитых картин («Преступления и проступки», «Матч-пойнт», «Мечта Кассандры»), и его новое полотно лишь повторяет уже сказанное и не добавляет ничего существенного. Так, фильм мог бы сосредоточиться на том, что преступление героя альтруистично (в отличие от эгоистичных преступлений предыдущих персонажей Аллена), и изучить идейные следствия этого. Но лента быстро констатирует, что Лукас готовит убийство, чтобы обрести смысл бытия и жажду жизни. А это, как говорят математики, сводит задачу к ранее решенной. То есть делает «Человека» лишь бледным подобием предшествующих более талантливых, сложных и глубоких повествований.
Что ж, по крайней мере в новом фильме Аллена есть яркие актеры, красивая природа, бойкая старомодная музыка, кое-какие смешные моменты и простая, но великолепная кульминация. Режиссер хоть и стар, но весь свой талант он еще не растратил.
С 13 августа в кино.