В позапрошлом году еще "Идентификация Борна" похоронила вместе с первоисточником Роберта Ладлэма любую достоверность и целесообразность международного шпионажа. "Превосходство Борна" теперь только поставило на могиле большой железный крест. Всю дорогу сидишь и вычисляешь, кому это может понравиться. Больше вычислять нечего...
Мэтт Дэймон-Джейсон Борн три года спокойно жил с Франкой Потенте на острове Гоа, но вот кто-то в Берлине расстреливает кого-то, зачем-то оставив везде его следы и отпечатки. "От него так хотели избавиться". Так ведь избавились уже в первой серии, зачем снова будить спящую собаку? Но собаку будят прицельно. Тот, кто в Берлине расстреливал американцев с русским акцентом, расстреляет на Гоа машину Борна вместе с Франкой и, представьте себе, это не спойлер, а самое начало. Только уже смешны несколько вещей. Когда автомобиль русского киллера гнался за борновским джипом, джип все время круто сворачивал – налево и вдаль, направо и вдаль – а киллер ехал сурово по прямой. Тем не менее, они не разминулись. Не судьба. Когда джип все-таки утонул, подводное прощание Борна с убитой женщиной вылилось чисто в сказку Андерсена "Русалочка". То есть наоборот: сколько может проплавать без акваланга убитая русалка, не вопрос – вопрос, сколько пузырьков выпустил Борн, пока долго вылезал из джипа с заклинившей дверью, потом долго вытаскивал убитую, пытался ее оживить, а потом еще наблюдал, как она отплывает на дно.
Дальше – больше. Разбуженная собака отправилась в Европу, и ее засекли в Неаполе. Весь Неаполь оцеплен, чтобы Борн не просочился с мобильником, скраденным у американского консула. На мобильнике – разговор консула с ЦРУшницей, ведущей дело Борна. Там есть кое-что ценное про место, время и мотивировки, куда и зачем идти. Но вот, удирая от всеобщей погони, Борн снова и снова прослушивает в записи одно-единственное место: "Он вооружен и очень опасен. Две недели назад он в Берлине убил двоих". Больной, что ли, этот парень, если его ловят на каждом перекрестке, а он, уже сориентировавшись до Берлина, отвлекается от вождения, чтобы снова прослушать, как он "опасен"? Дальше еще больше. Сцена с ЦРУшниками в берлинской гостинице достойна школьных сочинений: "Что они сделали? – Они вывели к подъезду всех жильцов и сравнивают фотографии". Когда же, наконец, "Москва, Москва, как много в этом звуке…" – просто можно уписаться. Нет, слава богу, не потому что Зимний дворец оказался на Красной площади, с этим все нормально. Но с острова Гоа через Неаполь, Амстердам, Берлин и всю Европу Джейсон Борн ехал до Зюзина-Козюлина с одной-единственной целью – извиняться перед нашей милой Оксаной Акиньшиной, выжившей дочкой убитого им три года назад олигарха Невского (он же Несский, Неске и т.д. по всему ходу фильма). Он не помнил, кто она, что и вообще, с какого бодуна, но когда замаячила возможность извиниться, тут же ею воспользовался. Между тем, за ним всю дорогу гнались ЦРУ, ФСБ, Интерпол, гестапо, сигуранца…
Когда-то, буквально синхронно с фурором "Доктора Ноу", в пику гламурному Бонду ехидные англичане придумали грязного Памера, который показал, почем фунт компромата без бикини и мартини ("Дело Ипкресс", "Похороны в Берлине", "Мозг за миллиард долларов"). Но когда реальное основание международного шпионажа, "противостояние двух систем", стало переезжать в обычный блошиный рынок, завязанный на "диктатуру американской совести", Памер тихо слинял, и логично осталась одна сказка о Бонде – волшебная сладкая сказка. Если похождения Борна сегодня намерены подхватить "грязную" эстафету, надо не Карлоса заменять на негра ("Идентификация Борна") и не китайскую шишку на русского олигарха ("Превосходство Борна"). Надо делать шпиона реальным так, чтобы "диктатура" его опасалась и в итоге умылась. Фильм мог бы получиться, если бы Джейсон оказывался вовсе не тем, чем оказывается в финале, а родным сыном Ахмата Кадырова, братом Ясира Арафата, сватом Бин Ладена или лучше – рядовым "Тигром Тамил-и-Лама". Насколько, в конце концов, тамильцы отдалены от гоашцев?
Но сменивший на сиквеле "независимого" Дага Лаймана постановщик Пол Гринграсс ни на минуту на съемках не забыл, к сожалению, что он известен как обладатель "Золотого медведя" на Берлинском фестивале за фильм "Кровавое воскресенье" (заунывная реконструкция расстрела ирландской демонстрации в Ольстере начала 70-х годов). Он очень хорошо понял, что неважно, какую липовую заунывность ты снимаешь: главное – премия. Вот и в "Превосходстве Борна" неважен любой бред сивой кобылы, главное – чтобы схема этого бреда была идентична той, что сделала супер-бокс-офис "Идентификации Борна". Дети ловятся на супер-самоидентификацию, не требующую ровно никаких усилий: "где бы ни работать, только бы не работать". Поэтому жалкий Мэтт Дэймон – снова у нас лучше всех. Как он снова вдруг на автомате уделывает врагов в неаполитанской дежурке. Как снова ползет из берлинской гостиницы по отвесной стене. Как даже снова дарует "само-ноу-хау": спасаясь от берлинских полицейских на метро-мосту на вокзале Zoo (хотя Шпрее там, как в фильме, рядом не текло), Дэймон перепрыгивает через рельсы под самым носом несущегося поезда, и такого точно зримого трюка действительно давно не было.
Понравится детям, которые никогда не видели Берлина, а также Неаполя, Амстердама, острова Гоа, ЦРУ, ФСБ, гестапо и сигуранцы. Единственное, позволяющее спокойно отпустить детей в кинотеатр – нас в "Превосходстве Борна" хотя бы не оскорбляют прямо. Начиная с Киевского вокзала, супермаркет на Кутузовской, Краснопресненская набережная и эстакада на Маяковке сняты правильно, по логике вещей.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.