К выходу «Форда против Феррари» мы вспоминаем другие необычные фильмы о гонках и автоспорте: от глубоких академических драм и щемящих документалок до слэпстик-комедий и постапокалиптических боевиков.
Наверное, лучшее, что снимал Рон Ховард в этом десятилетии, с определённо главными ролями в карьере Дэниела Брюля и Криса Хемсворта. «Гонка» — это фильм о противостоянии двух великих гонщиков Формулы-1, Джеймса Ханта и Ники Лауды, в котором физический драйв автомобильных гонок важен не менее, чем динамика сложных человеческих отношений. Герои — абсолютные противоположности, но одинаково страдают от своих внутренних демонов: Хант — от иррациональной тяги к раздолбайству, Лауда — от излишнего и тоже отчасти иррационального перфекционизма. Их конфликт — образцовый пример «заклятой дружбы», столкновения антитез, в котором нет правых и виноватых, но есть две равноценно интересных судьбы.
До того как Адам МакКей стал главным проповедником «объяснительной» драмеди («Игра на понижение», «Власть»), он снимал отмороженные комедии с Уиллом Ферреллом — что, впрочем, у него получалось не хуже. «Рики Бобби: Король дороги» — искромётная юмореска, в которой Феррелл и его постоянный напарник Джон Си Райли играют двух ведущих гонщиков NASCAR, перед, казалось бы, непоколебимым превосходством которых встаёт новая угроза: французский спортсмен Жан Жирар, решивший перейти в NASCAR из Формулы-1. Снятый на настоящий гоночных трассах с эпизодическими камео реальных гонщиков, «Рики Бобби» — забавная деконструкция всех мифов об автоспорте, выполненная в лучших традициях маккеевской «умной глупой комедии».
За 48 лет до того, как на гонку в Ле-Ман обратил свой взор Джеймс Мэнголд, вышел фильм с лаконичным названием «Ле-Ман», посвящённый той же самой гонке на выживание. Главную роль здесь играет большой любитель автоспорта Стив МакКуин, который и добился создания картины, он же был автором идеи и человеком, собравшим необходимую для съёмок сумму. Подлинный энтузиазм создателя в «Ле-Мане», конечно, заметен — это кино, которое, хоть и не забывает о драматургии человеческих характеров, просто искрится любовью к технике, скорости и крутым виражам. Вероятно, это самое искреннее любовное послание автоспорту в истории кино.
Нехитрая, но грамотная драма Тони Скотта (режиссёра в целом тоже нехитрого и грамотного) об амбициозном гонщике с лицом Тома Круза, который в погоне за мечтой попадает в страшную аварию, но продолжает идти вперёд. Круз, понятное дело, — идеальный кандидат на роль эдакого самоотверженного сорвиголовы, который и здесь, в фильме, полном сложных автомобильных трюков, намеревался всё делать сам (но ему запретили, ведь тогда ещё Крузу могли что-то запрещать). Кстати, именно на съёмках этого фильма актёр познакомился с Николь Кидман.
Трёхчасовой масштабный эпик 1966 года, который показывает сложно сплетённый мир Формулы-1 во всей его красе. «Гран-при» рассказывает о судьбе сразу четырёх вымышленных гонщиков и об одном их спортивном сезоне, где интриги, выяснения отношений и тяжёлые курсы подготовки перемежаются эффектными сценами гонок. В своё время фильм стал одним из главных блокбастеров (и не важно, что тогда этого слова ещё не было) своего года и отлично разрекламировал широкоэкранный формат Cinerama — но и сейчас картина Джона Франкенхаймера выглядит впечатляюще именно как эффектный визуальный аттракцион, «большое американское кино», заправленное высокооктановым бензином.
За 4 года до «Безумного Макса» этот культовый постапокалиптический экшен уже показал выжженный наголо мир будущего, помешанный на машинах, скорости и адреналине. В «Смертельной гонке 2000 года», как можно догадаться по названию, автоспорт превратился из аристократической забавы в игру на выживание, современные гладиаторские бои, где гонщики должны проехать через весь континент, встречая на своём пути смертельные опасности (а очки им дают за сбитых прохожих). Экшен с Сильвестром Сталлоне и Дэвидом Кэрредином в главных ролях с момента выхода оброс культовым статусом, а в 2008-м получил ремейк с Джейсоном Стэтхемом — утративший приятный грайндхаус-флёр, но все равно вполне достойный.
Легендарная комедия Блейка Эдвардса (режиссёра «Завтрака у Тиффани» и оригинальных «Розовых пантер») рассказывает об аристократе-изобретателе начала XX века, который организует автопробег от Нью-Йорка аж до Парижа (причём без парома, через Камчатку), чтобы покрасоваться своими умениями в области автоконструирования. Естественно, у него появляется завистливый конкурент и внезапный любовный интерес — все вместе они отправляются в путешествие, вскоре перерастающее в красочный слэпстик-балаган.
Единственный документальный фильм нашей подборки — история Айртона Сенны, которого многие любители автоспорта справедливо считают лучшим гонщиком всех времён, но который при этом не так на слуху у обывателей, как какой-нибудь Михаэль Шумахер или Себастьян Феттель. А всё дело в том, что в 1994 году Сенна трагически погиб прямо во время Гран-при в Сан-Марино — эта смерть позже стала ключевой причиной для пересмотра правил безопасности водителей Формулы-1. Документальный «Сенна» проводит зрителя через всю жизнь гонщика от первых картинговых чемпионатов до самой смерти, демонстрирует его неординарную судьбу, знакомую обидно малому количеству людей. Это, возможно, лучший double-feature с «Фордом против Феррари» — оба фильма рассказывают горько-сладкую историю трагического триумфа личности, бесконечно преданной своему делу.