Любопытный монстр-«ключник» и несколько тупых, но эффектных скримеров – улов скромный, но предыдущая часть была еще хуже
Любопытный монстр-«ключник» и несколько тупых, но эффектных скримеров – улов скромный, но предыдущая часть была еще хуже.
Дар Элис (Лин Шэй) общаться с миром призраков проявился еще в ее детстве, но девочке он не принес ничего, кроме боли: отец не верил ей и бил ее каждый раз, когда Элис видела очередного гостя с того света. В конце концов она сбежала из дома, но спустя годы ей придется вернуться туда – беда пришла в семью ее брата Кристиана (Брюс Дэвисон), и, кажется, с изводящим его семью демоном Элис знакома еще с детства.
Тем, кто по какой-то причине не понимает феномен Джеймса Вана, считая его маловыдающимся ремесленником, обязательно стоит посмотреть три части «Астрала» подряд – так вы очень хорошо увидите разницу между стильной, изобретательной, напряженной постановкой двух первых лент и хаотичным нагромождением «бу-моментов» триквела. Лишившись твердой руки своего «папы» (третью часть снимал сценарист и актер Ли Уоннелл), цикл не просто сдал, он покрошился в труху, обнажив вторичность сюжета, банальность хоррор-элементов и явную измотанность концепции в целом.
Уход Вана с поста режиссера не мог не сказаться и на сборах – если первые две части заработали 97 и 160 миллионов долларов соответственно (при бюджетах в 1,5 и 5 миллионов!), то триквел ограничился 112 миллионами, несмотря на выросший до 10 миллионов бюджет. Безусловно, это все равно очень хорошие деньги, но тенденция налицо, поэтому четвертый фильм должен стать для цикла решающим – если застопорить падение не удастся, вероятно, франшизе придется уйти на покой.
Вообще надо сказать, что «Последний ключ» наглядно показывает, что в полнометражном виде «Астрал» себя изжил и ему будет намного лучше в формате телесериала. У троицы Элис и двух ее чудаковатых помощников (их играют сам Ли Уоннелл и Энгус Сэмпсон) достаточно харизмы, чтобы потащить на себе долгоиграющий телевизионный проект, а полутора часов на разборку с одним демоном явно многовато. Тем более что все они построены по одной схеме: Элис «выходит в астрал», ищет логово монстра, а затем долго кричит на него, чтобы тот немедленно прекратил это безобразие, а не то!.. А не то!..
Чтобы следить за этим было не очень скучно и чтобы немного повысить ставки, в сюжет введены две взрослые дочери Кристиана, которые оказываются на прицеле у демона. Но их террор, честно говоря, в «Последнем ключе» организован еще условнее, чем в триквеле, – девушки появляются в картине слишком поздно и нам даже не успевают их толком представить, как настает время за них переживать. Хотя у «Последнего ключа» есть пара оживляющих действие твистов и мини-козырь – это весьма занятный демон с ключами на кончиках пальцев, которыми он протыкает тело жертвы и «отключает» их.
Впрочем, в глобальном смысле этот «ключник» фильм не спасает. Да, Адам Робител как режиссер чуть профессиональнее Ли Уоннелла, у которого кино разваливалось буквально на глазах, но цикл окончательно законсервировался, превратившись в непритязательный фан-сервис, снова и снова каннибализирующий удачные находки предыдущих частей. Даже скримеры неизобретательны и предсказуемы (удалась разве что только сцена с чемоданами), хотя именно в «Последнем ключе» они как-то особенно напористы – с оркестровыми ударами и воплями такой оглушительности, что волей-неволей подпрыгнешь в кресле, облив соседа кока-колой и присыпав попкорном. С другой стороны, к четвертой части в нечто подобное вырождается любой хоррор-цикл, и «Астрал» в этом смысле еще не безнадежен – по крайней мере, «Последний ключ» чуть лучше совсем печального предшественника.
С 18 января в кино.