Популярность фильмов-ограблений не иссякает с годами – в этом году на экраны вышли «Без резких движений» Стивена Содерберга, «Армия мертвецов» Зака Снайдера, а недавно состоялась премьера сиквела «Не дыши». Мы решили вспомнить 8 фильмов об ограблениях, в которых грандиозный план воришек потерпел фиаско.
Нуарный триллер Стэнли Кубрика, рассказывающий об ограблении ипподрома командой бывших уголовников. Тщательно разработанный план, где Джонни Клэй, сыгранный Стерлингом Хэйденом, намеревается сорвать куш в 2 миллиона, терпит неудачу из-за мелких оплошностей и вмешательства роковой женщины.
Ранний шедевр Кубрика – не только образец технический, но и виртуозное фокусничество с повествованием, где мастер ломает традиционную линейную структуру, предлагая целое пересечение временных пластов (позднее этот приём возьмёт на вооружение Тарантино). Кубрик всегда рассказывал о том, как тщательно спланированное действие терпит неудачу из-за человеческого фактора и стечения обстоятельств («Космическая одиссея 2001», «Заводной апельсин»), и «Убийство» довело этот мотив до прямолинейной простоты – налёт бандитов равнозначен цивилизационному краху, о котором из фильма в фильм рассказывал Кубрик- нигилист.
Сегодня «Бешеных псов» называют главным фильмом-ограблением в истории кинематографа. Тарантино, вдохновленный кубриковским «Убийством» и стилизованными спагетти-вестернами, целиком сосредоточил фильм вокруг неудачного налёта на ювелирный магазин. Неподконтрольные психопаты- уголовники, несмотря на сноровку и тщательную подготовку, терпят фиаско из-за предателя-полицейского, затесавшегося в криминальную команду.
«Бешеные псы» – один из первых фильмов-ограблений, в котором само ограбление не показывается на экране. Оно вынесено за скобки, поскольку в центре внимания Тарантино последствия неудачного мероприятия, где насилие и взаимные обвинения сыплются друг на друга, пока выстрелы не затыкают последнего из участников налёта. Тарантино в «Бешеных псах» – не просто режиссёр-виртуоз, но и грабитель, который похитил стилевые и жанровые коды кинематографа, упаковав их в своём киноромане с нелинейным повествованием, безумными эскападами насилия и ретро- саундтреком.
Режиссёрская лента Роджера Эвери – сценариста «Криминального чтива», по несправедливости обделённая вниманием. Американец Зэд (Эрик Штолц), специалист по взлому сейфов, приезжает в Париж по приглашению друга-грабителя. Команда отвязных подонков совершает налёт на местный банк, не церемонясь с заложниками и полицией. Дело идёт под откос, когда бандиты теряют самообладание и устраивают кровавую резню, а Зэд встречает в банке проститутку, в которую влюбился за пару дней до налёта.
«Убить Зои» родился в тени «Бешеных псов»: над этим «ограблением по- французски» работал состав ранних тарантиновских фильмов, включая самого маэстро, занятого в амплуа продюсера. Картина Эвери, несмотря на определенную наивность, сегодня выглядит бодрым хулиганским развлечением – кровавым коктейлем из спазматического насилия, резвого монтажа и драйвового сюжета, где «Бешеные псы» будто бы встретились с «Настоящей любовью».
После проникновения в дом трёх преступников Сара и её дочь прячутся в специальной комнате, оборудованной на случай вторжения грабителей. Операция идёт не по плану, хищники и жертвы довольно быстро меняются ролями, а грабители и сами норовят вступить друг с другом в конфликт. «Комната страха» в своё время считалась самым маленьким и незаметным фильмом Финчера – не тот размах, проблематика, да и тесные пространства апартаментов будто бы изрядно ограничили творческую фантазию режиссёра.
Но не тут-то было. «Комната страха» полностью вписывается в стилевые координаты Финчера: с безудержным клиповым монтажом, грамотным мизансценированием и крутыми движениями камеры. Опустить глаза можно даже на схематичное разбиение героев на добрых и злых (чего противоречивый Финчер ранее себе не позволял), в котором плохим ребятам всегда достанется по заслугам, а хороших ждёт спасение.
Ограбление в сеттинге хоррора – история о том, как группа друзей-взломщиков собирается выкрасть деньги у слепого ветерана, забравшись в его дом, но не понимая, какую опасность представляет тамошний житель. Ветеран войны в Персидском заливе оказывается угрозой куда более опасной для грабителей, нежели банальные полицейские, – он и его ротвейлер не отпустят гостей. Целыми и невредимыми, по крайней мере, уж точно.
«Один дома» для взрослых – так можно охарактеризовать концепцию клаустрофобного триллера Федерико Альвареса. Герои расстаются с надеждами на большой куш, когда узнают о боевом потенциале старика – маньяка и стража одновременно, придумывающего хитроумные способы завлечь ребят в ловушку.
Бойкий криминальный триллер о четырёх студентах, которые решаются на немыслимое преступление – украсть одну из самых дорогих книг в мире, «Птицы Америки» Джона Джеймса Одюбона. Барт Лэйтон не стесняется смешивать различные стили и методы, уходя то в полудокументальный рассказ о событиях прошлого (устами самих участников), то в игровой heist-movie в лучших традициях жанра. Благодаря признанию самих участников и общей атмосфере происходящего мы с самого начала понимаем, что их план пойдет наперекосяк.
Примечательно, что здесь вместо группы самоуверенных бандюганов – робкие, не до конца осознающие свой замысел подростки, у которых трясутся руки. А традиционные для жанра банк или ювелирка сменились локацией более экзотической – центральной библиотекой, куда направляются преступники за редчайшим экземпляром книги. Живой, энергичный и убедительный, «Американские животные» – образцовый фильм-ограбление поколения зумеров.
Двое братьев (Роберт Паттинсон и Бен Сэфди) идут на ограбление нью-йоркского банка, но когда те скрываются от полиции, в сумке с банкнотами взрывается капсула с краской. В результате аварии одного из братьев арестовывают и отправляют в больницу. Так попытка нажиться приводит к разрушительным последствиям – мало того что герой бежит от закона, так ему ещё и приходится спасать умственно отсталого братца.
Братья Сэфди, вероятно, сняли один из самых захватывающих и клаустрофобных триллеров последнего десятилетия. Холодный электронный ритм Дэниэла, дёрганая ручная камера и мрачная атмосфера неонуара с бегающим по ночному городу Паттинсоном – «Хорошее время» представляет собой чистый адреналиновый укол. Фильм о неудачном ограблении, который обречён на роковой финал, – мы чувствуем это сразу же, как только начинается картина.
Упражнение Эдгара Райта на территории экшена – своеобразный «Форсаж» для меломанов, где юноша по имени Малыш, талантливый гонщик, шоферит на ограблениях, работая на криминального босса. Малыш идёт ещё на одно дело, после которого намерен завязать с криминальным миром, но, как всегда и случается, последний выезд сулит герою большие неприятности.
Эдгар Райт, убежденный киноман и меломан, здесь не только выступил как режиссёр, но и взял на себя своеобразное амплуа диджея. «Малыш на драйве» лихо движется от сцены к сцене, представляя собой безудержную дискотеку – Райт предлагает нам целый каталог музыки, под которую самое оно грабить банк или уходить от погони. Тачка, песня и девушка – вероятно, это всё, что нужно для правильного экшен- фильма.