"Социальная сеть" Финчера оказалась искусным упражнением на классическую тему о гении и злодействе, которые не только совместимы, но и печатают на совместных визитках "I'm CEO, bitch!".
Осень 2003-го, Бостон. 19-летний студент-программист Марк Цукерберг, брошенный подружкой, взламывает университетскую картотеку и выбрасывает в открытый доступ фотографии студенток, предлагая путем голосования выбрать самую сексапильную. Затея имеет успех: гарвардская сеть ложится от наплыва посетителей, а впечатленные способностями парня мажоры Уинклвоссы предлагают ему работу. Марк соглашается создать для братьев сайт, который бы объединил всех членов закрытых университетских клубов. Но только для того, чтобы месяцем позже запустить на другом хостинге аналогичный сайт, созданный без их ведома и участия. Несколькими годами позже вы видим всех троих в суде, где Уинклвоссы требуют доли в сверхприбылях Facebook. Одновременно происходит и другое слушание, на котором претензии к Марку высказывает его лучший друг. Бывший лучший друг.
Казалось бы, что может быть скучней, чем экранизация документальной книги о создании интернет-сайта? Даже если книга зовется "Миллиардерами поневоле", а сайт – один из самых посещаемых в мире? Тем не менее, Дэвид Финчер нашел к материалу подход, за который теперь ему прочат "Оскары" и вечную славу. Вместо рекламного ролика самой успешной соцсети он вылепил динамичную драму о ботанике-бессребреннике, который не хотел быть серостью, и потому стал мерзавцем.
По легенде, Финчеру дали гораздо меньше экранного времени, чем требовал 166-страничный сценарий, и это стало для него, своего рода, творческим вызовом, а нас спасло от нового "Зодиака". Стараясь впихнуть в уста героев весь тест Аарона Соркина, Финчер заставлял героев говорить речитативами, виртуозно тасовал задники, вкладывал одно предложение по кускам в уста разных персонажей, сыпал флэшбеками (по сути, вся картина – один двухчасовый флэшбек) и не гнушался закадровым текстом. Судебно-бытовой материал также вынудил режиссера отказаться от CGI-экспериментов в духе "Бенджамина Баттона" или кульбитов всепроникающей камеры из "Комнаты страха", и тем не менее, Финчеру удалось протащить в "Сеть" шедевральную сцену соревнований по гребле и вообще снять весьма симпатичное и увлекательно кино.
И все, конечно, потому, что несмотря на Интернет-специфику эта очень человеческая история строится на старых как мир мотивациях: произвести впечатление на окружающих, насолить мажорам, прищучить друга-выскочку. Присутствующие же в фильме компьютеры в сути своей – не более чем фон для метаний талантливого юноши, пытающегося что-то доказать своей "бывшей", а заработанные на них миллиарды – не более чем побочный от этих метаний эффект.
При этом Финчер не берется судить своих героев, грызущихся друг c другом в суде, за средства, которые они выбирают, равно как не пытается и оправдывать Цукерберга, бормочущего во внезапном прозрении, что он де не плохой человек. Напротив, он нарочито отстраняется и соглашается, в сущности, лишь с одним: нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага.