Психологическое исследование женской дружбы, прикрывающееся спортивной драмой.
Александра Покровская (Светлана Ходченкова) – гранд-дива мирового спортивного фехтования, самая известная саблистка России, которой для полного комплекта наград и регалий не хватает олимпийского золота. Всё идёт по плану, пока на её пути не появляется бывшая юниорка, 19-летняя пигалица Кира Егорова (Стася Милославская), поражающая всех необычной агрессивной техникой фехтования. Колкости из спортивных упражнений перерастают в словесные и даже физические баталии. За всем этим с интересом наблюдает тренер сборной Гаврилов (Сергей Пускепалис), размышляющий, кого отправлять на Олимпиаду в Рио: уходящую на пенсию королеву или стремительно растущую «борзую обезьянку».
Драматургия спортивных фильмов всегда предсказуема и строится по схеме: новичок- вундеркинд, стремительный рост, тщеславие и гордыня, травма, уныние, мучительное преодоление себя, выход на новый уровень, головокружительная победа. Так и в «На острие», поэтому решительно непонятно, почему над фильмом работала команда аж из шести сценаристов. Возможно, дело в том, что темой для исследования стал не самый известный и совсем не кинематографичный вид спорта – фехтование. Однако один из продюсеров, Михаил Дегтярь, мастер спорта СССР по фехтованию на саблях, и режиссёр Эдуард Бордуков, тоже бывший спортсмен, нашли о чём здесь сказать. И говорить здесь можно о многом, но на первый план выходит тема противостояния двух талантливых людей, да ещё и девушек, да ещё и разного опыта и возраста. Поэтому словесные пикировки здесь, конечно, интереснее, чем спортивные. Юная Кира язвит по поводу пенсионного возраста и последнего шанса Покровской, та в ответ ей шипит по поводу дикости и невоспитанности своей маленькой оппонентки до тех пор, пока молодой талант по вине «королевы» не получает травму, автоматически вычеркивающую её из списка олимпийской сборной.
Эта травма не становится неожиданным сюжетным поворотом, ведь она, как мы уже сказали выше, входит в обязательную программу спортивных киноигр. Здесь она является водоразделом для фильма и становится границей, через которую героини превращаются из непримиримых врагов в неразлучных друзей (переживающая Покровская сама берётся за восстановление спортивной формы Егоровой). Поворотом здесь скорее является превращение тренера Гаврилова из доброго папы Карло в циничного Карабаса-Барабаса, который готов закрывать глаза на травмы и психологические срывы героинь в пользу собственной выгоды. А что ещё вы хотите от стереотипного тренера в спортивном фильме?
Снято всё это Михаилом Милашиным, до этого работавшим над увлекательным танковым биатлоном в «Т-34», поэтому изначально было любопытно, как можно интересно показать на большом экране спортивное фехтование. Однако ничего сверхъестественного. Предсказуемые рапиды, макрокрупные кадры и CGI-графика, с помощью которой электрические разряды от уколов саблями проходят через ткань формы, кожу и далее по всем пунктам. Из интересного – POV через сетчатую маску фехтовальщика и тяжёлое дыхание, это передаёт напряжение в сотни раз сильнее, чем вся компьютерная графика, вместе взятая.
Трудно понять, почему для фона борьбы двух величин взято именно спортивное фехтование. Почему бы не снять триллер про пинг-понг? Труд саблистов и правила игры трудно объяснить неофитам. Но команда сценаристов справляется с задачей просто. Половину объясняют спортивные комментаторы, следящие за матчем, половину – дневник, который ведёт Покровская (привет «Престижу» Нолана, повествующему также о противостоянии двух гениев). При таком количестве сценаристов диалоги, закадровые наставления тренеров и банальные рассуждения вроде «Олимпиада – это Эверест, усыпанный трупами» или «Все запоминают только победителя» удручают. Хотя фраза «Боец слева, маску-то надень» в эпоху пандемии звучит как минимум любопытно.
Ситуацию спасает кастинг. Здесь хороша и Ходченкова, играющая саму себя, только через другую профессию, и Пускепалис, переставший играть докторов и перешедший на персонажей с коррозией внутри, но интереснее всего смотреть на исполнительницу второй главной роли. Мы с вами находимся в положении тех же самых спортивных болельщиков, только мы наблюдаем «в прямом эфире» за преображением «обезьянки» в «Русскую Пантеру», то есть за стремительным превращением Стаси Милославской из молодой талантливой актрисы в суперзвезду, и в этом положении мы можем сами себе завидовать. Это действительно увлекательно: месяц назад она находилась на «подтанцовках» в «Стрельцове», сегодня выходит на авансцену наравне с Ходченковой, ещё через месяц ждём её в суперблокбастере «Огонь». Что-то будет.