Безликий, пустой, скучный «один из тысячи» фильмов Джейсона Стэйтема, где он играет мужика, который бьет других мужиков. Детали в таком кино не важны, да их и нет. «Кино со Стэйтемом» – это диагноз и приговор
Жизнь в Лас-Вегасе – это удача и проклятие Ника. Человек с сомнительным прошлым и не слишком законным настоящим, здесь он ни у кого не вызывает вопросов. Если только не лезет на рожон. Ник старается не лезть. Он работает охранником, временами играет сам, но чаще водит в казино своих не слишком смелых клиентов, мечтая когда-нибудь выиграть побольше денег и свалить в Европу. С мечтами приходится расстаться, когда старая знакомая Ника обращается к нему за помощью – распоясавшийся сынок мафиозного босса едва не забил ее до смерти. И вроде бы Ник чувствует, что встревать не стоит, но он игрок, и игрок азартный. Ставка сделана…
В славные времена расцвета видеосалонов и видеокассет с двумя записанными на них фильмами и мультиком на оставшемся месте никому и в голову не приходило возмущаться тем, что Арнольд Шварценеггер играет одних и тех же неразговорчивых громил, Эдди Мерфи валяет в каждом фильме одного и того же дурака, а Брюс Ли даже не пытается играть, а лишь размахивает руками и ногами. Сейчас зритель кинематографом перекормлен, однообразие его раздражает, а возможность легкого выбора из тысяч фильмов развращает. И вот уже рушатся карьеры условных Николаса Кейджа или Джона Кьюсака, которые не желают расширять свои актерские границы, а предпочитают играть, на взгляд многих, одно и то же. Кто-то назовет это ленью, кто-то стилем, но признают и те и другие – «однообразные» актеры существуют.
Джейсон Стэйтем – в первых рядах этого актерского братства. Ничуть не стесняясь того, что играет, по сути, одного и того же персонажа уже добрый десяток лет, Стэйтем продолжает подписываться на «Защитника», «Паркера», «Эффект колибри» и другие проекты, отличить которые друг от друга невозможно даже под лупой. Редкие подвижки «за флажки» вроде образа, примеренного в «Шпионе», – скорее исключение, подтверждающее правило: «Кино со Стэйтемом – это 60 минут болтовни о том, что он не хочет драться, и 30 минут драк».
О сюжете «Шальной карты» не хочется даже говорить, вся история укладывается на тетрадный лист, диалоги явно придуманы в последний момент, пара героев введена явно искусственно просто для того, чтобы растянуть хронометраж до приличествующего боевику. К радости поклонников, признаем, смачные рукопашные поединки персонажа Стэйтема по-прежнему впечатляют (столовые ложки в его руках пострашнее пистолетов противников), но стоит ли ради этого смотреть весь фильм? Вопрос риторический.
Пользуясь картежной терминологией, заданной названием фильма, скажем, что «Шальная карта» пошла мимо козырей. Сомнительную даму червей здесь демонстрируют исключительно в сильно помятом состоянии, так что оценить ее красоту нет никакой возможности, мафиозный король в исполнении Стэнли Туччи словно забрел в кадр с соседней съемочной площадки, валет Мило Вентимильи нарочито туп, злобен и карикатурно самовлюблен. Джокер Ник же бьет всю эту колоду с какой-то ленцой, апатией и обреченностью – мол, ничего иного это человеческое дно и не заслуживает. Стэйтем любит добавить в свое кино трагизма, своеобразного, угловатого, наивного, ровно такого, каким драму себе представляет мужик с числом переломов, превышающим число полных его лет. Без смеха смотреть на размышления Ника о страхах и судьбе нельзя, правда, и испортить этим такое кино невозможно. Чего портить-то?
Другой разговор, что менять-то, собственно, Стэйтему ничего и не нужно. Его любят таким. От него ждут Перевозчика, Механика, чертова Чева Челиоса, работающего на инъекциях адреналина или электрических разрядах. И Джейсон рад стараться – лупасит злодеев с размахом и удовольствием, с радостью принимает героические позы и морщит в праведном гневе лицо, убить для его персонажа всегда небольшое преступление над собственными принципами, но это убийство неизбежно, ведь герой Стэйтема – это последняя инстанция, высший суд, от которого нет спасения, откупа или индульгенции.
К кино, конечно, подобные поделки относятся лишь номинально – ни изобретательности, ни проработки характеров, ни сюжетных поворотов, ни сколько-то внятной игры здесь нет и в помине. Как не было их в бэшках конца 80-х. А зрители у всего этого были. Есть и сейчас, это азартная игра, в которой увязли обе стороны – нам нужно больше фильмов со Стэйтемом, а Джейсон готов предоставлять их в любых количествах, но, что называется, на полном расслабоне. Если такие правила вас устраивают, сдавайте карты, ваш ход.