Лучшее на DVD: Уоллес и Громит, австрийский взгляд на Украину и умная романтическая Жюли Дельпи.
«Уоллес и Громит. Выпуск 1: Великий выходной / Неправильные штаны»
Великобритания, 1989-1993
Режиссер: Ник Парк
Язык: русский
«Союз»
Предположим, мучались вы, мучались и, наконец, отмучались – решили подарить на праздник мультфильм про Уоллеса и Громита правильным людям, у которых этот шедевр, как у всех правильных людей, в наличии, скорей всего, уже имеется. И окажетесь абсолютно правы – это первое в наших краях лицензионное издание бессмертной классики.
На лицензионных DVD, вообще-то говоря, выходило всего два фильма британского пластилинового виртуозо Ника Парка – его голливудский, притом не самый удачный, опыт «Побег из курятника» /Chicken Run/ (2000), и очень удачная (памятуя, как по-дурацки обычно растягивают аниматоры короткий метр в длинный) полнометражная версия похождений Уоллеса и Громита «Проклятие Кролика-Оборотня» /Wallace & Gromit: Curse of the Were-Rabbit, The/ (2005). Стоит ли напоминать, с чего все начиналось? С полета за сыром на Луну, по которой катается на лыжах скучающая от одиночества старая газовая плита («Великий выходной»). С изящного ограбления Британского музея при помощи больших роботизированных штанов с дистанционным управлением и пингвина-взломщика с натянутой на голову резиновой перчаткой – так он шифруется под петушка («Неправильные штаны»). Наша аудитория воспринимает эти опыты с тем большим воодушевлением, что они хорошо залечивают душевную травму, которую нанес не одному поколению отечественных зрителей советский кукольный мультфильм.
И еще: когда великий англичанин лепил из пластилина Уоллеса и Громита в гараже под Лондоном, в Америке поднимал голову «Пиксар» – главный конкурент пластилина на ниве трехмерной анимации. Но, несмотря на хорошие процессорные мощности и некоторый успех у публики, до газовой плиты на лыжах и штанов с дистанционным управлением американцы не додумались и рекордный комплект «Оскаров» все равно оказался у Ника Парка.
«Импорт-экспорт»
Австрия, 2007
Режиссер: Ульрих Зайдль
В ролях: Екатерина Рак, Пауль Хофман
Язык: русский, немецкий (русские субтитры)
«Кино без границ» / «Настроение»
Украина, зима, промерзшие многоэтажные курятники вокруг скончавшегося градообразующего предприятия. Трубы, коптящие серые небеса. Рядом – опрятная и такая же серая Австрия с прямо противоположным отношением к людям и природе, но где человеку некуда приткнуться точно также. Людей, собственно говоря, двое: Ольга, пополнившая ряды восточноевропейских гастарбайтеров, чтобы прокормить ребенка, маму и брата-иждивенца. И Пауль – безработный Шварценеггер, волею судеб очутившийся по восточную сторону границы.
Горячо рекомендовать к просмотру довольно мрачный и какой-то промозглый фильм Ульриха Зайдля, когда у самих за окном примерно то же самое: хмарь, серятина и неприкаянность, было бы просто хамством, кабы не уверенность в полезном терапевтическом эффекте честно скроенного произведения искусства, каким (не без некоторой на этой честности спекуляцией) безусловно является фильм. Зябкий и шершавый «Импорт / Экспорт» прочистит трубы и нагар с немецким качеством и методичностью (вещи, которые русские критики почему-то ставят в упрек автору). По окончании процедуры в душе будет витать навязчивый запах хлорки, но, кажется, это самый правильный запах, который после подобной процедуры даже радует.
«2 дня в Париже» /2 Days in Paris/ (2007)
США, 2008
Режиссер: Жюли Дельпи
В ролях: Жюли Дельпи, Адам Голдберг
Язык: английский, русский
«Союз»
Лав-стори для интеллигентов «2 дня в Париже» настраивает на оптимистичную волну: Париж, но без излишеств, комедия, но не конфеточная, Жюли Дельпи – самая настоящая, то есть играющая саму себя, парижанку, осевшую по другую сторону Атлантики и заскочившую на два дня к родителям (настоящим) с бойфрендом (Адам Голдберг) – бородатым янки, тоже играющим самого себя.
То, что в Дельпи дремлет крепкая руководящая жилка, было ясно по ее давнишнему малобюджетному дебюту, чья прокатная судьба была намного более скромной, чем у «Двух дней в Париже». Насколько серьезно настроена развивать ее сама актриса – пока неясно: то, что мы видим на экране, выглядит очень вдохновляюще, но режиссер черпала вдохновение в собственной семейной жизни, и непонятно, останется ли в кадре та же легкость и непринужденность, если изъять этот мощный фактор. В любом случае, ротация умной романтической комедии года наконец произошла и почетное место «Науки сна» /Science des reves, La/ (2006) занял теперь фильм примерно на ту же тему любовь-Париж-морковь, но без фантастических излишеств, которые кое-кого даже раздражали. Если и правда жизни будет раздражать, то непонятно, какого рожна им надо.