Новый голливудский фэнтези-фильм «Темная башня» – это первая картина из готовящейся череды экранизаций одноименного цикла Стивена Кинга
Внимание! Текст содержит спойлер, касающийся развязки книжного цикла.
История «этнического» кастинга в Голливуде развивается по принципу маятника – ее заносит то в одну, то в другую сторону. В середине прошлого века студия RKO вложила 6 миллионов долларов в историческую сагу «Завоеватель», где Чингисхана сыграл не имеющий никакого отношения к Монголии белокожий герой вестернов Джон Уэйн, и эта картина стала прокатным хитом, хотя сейчас ее считают одним из ярчайших образцов голливудского расизма. В наши же дни Идрис Эльба уже не первый раз получает роли, явно предназначенные для белых актеров. Напомним, что он играет нордического бога Хеймдаля в марвеловском цикле «Тор».
Понятно, Эльба не один такой. Сейчас по американскому ТВ играет продолжающий события «Ромео и Джульетты» сериал «Все еще связанные», где Розалинду Капулетти и молодого правителя Вероны изображают чернокожие актеры. Политкорректность широко шагает, и от нее не могут спрятаться не только классические персонажи, но и свежие герои, известные публике по вполне определенному экранному образу. Помните историю о том, как роль взрослой Гермионы из «Гарри Поттера» в театральной постановке получила ничуть не похожая на Эмму Уотсон темнокожая актриса?
В некоторых случаях подобные решения легко оправдать. Да, в книгах о Поттере есть указания на европеоидность Гермионы. Но по большому счету кожа этой героини не имеет никакого значения. В мире магов статус героя определяет что угодно, но только не цвет его кожи, глаз и волос, а современная британская волшебница может выглядеть как угодно – в Лондоне лишь немногим меньшее разнообразие иностранцев, чем в Нью-Йорке. Другое дело, какая Гермиона больше понравится зрителям цикла, среди которых африканцы отнюдь не преобладают (в России и Китае с ними особенно плохо). Но художественные возражения против такого кастинга предъявить трудно.
Та же история с Хеймдалем. Да, скандинавы традиционно представляют Хеймдаля как белого мужчину, поскольку они сами так выглядят. Но Хеймдаль из «Тора» – это все-таки не бог, а инопланетянин, на основе которого было придумано божество. Легко представить, что скандинавы быстро забыли, какой цвет кожи у Хеймдаля, поскольку истории о богах передавались устно и не воспроизводились в точности. Ну, а пришелец из иного мира может выглядеть как угодно, и ничто не мешает ему быть темнокожим. Или чешуйчатым. Или обладателем щупалец.
В «Темной башне», однако, дела обстоят иначе. Главный герой книг Стивена Кинга Роланд Дискейн – прямой потомок короля Артура. Он вполне определенно описан как высокой голубоглазый мужчина с белой кожей, и хорошо известно, что Кинг при создании этого персонажа вдохновлялся героями вестернов – прежде всего персонажами Клинта Иствуда. Поэтому Роланда обычно изображают похожим на Иствуда. Мало того, цвет кожи Роланда становится камнем преткновения для ключевой героини цикла – темнокожей расистки Детты Уокер. Во втором романе цикла она обрушивает на Роланда немало расовых оскорблений.
Как видите, раса Роланда имеет значение для «Темной башни». Но насколько велико это значение? Не слишком. Детта вообще никого не любит (это социопатичная личина женщины с раздвоенным сознанием), и она оскорбляла бы Роланда, как бы он ни выглядел. При этом Детта не является персонажем из мира, в котором живет Роланд. Она попадает в его мир с Земли. В реальности Роланда же расизм особенно не наблюдается, и он определенно не существенен для «квеста», который главный герой пытается выполнить. Роланд пытается восстановить порядок во Вселенной, а не наладить отношения между людьми разного цвета кожи.
Что касается внешней схожести Роланда с Клинтом Иствудом, то это еще менее существенно. Ни в одной из книг Роланду не приходится, например, заменить Иствуда на съемках. По большому счету отсылки к Иствуду – это просто способ помочь читателям представить персонажа во плоти. Но что полезно для книги, то совершенно не нужно для фильмов, где никого не надо воображать.
Как видите, Роланд не обязан быть белокожим. Это не Джордж Вашингтон и не Михаил Кутузов. Это стрелок из параллельного мира, вдохновленного вестернами, но не подчиняющегося всем их законам. Если в мире Роланда с револьверами соседствует магия, то и ковбой в этом мире может быть чернокожим.
Тем не менее белокожий актер в роли Роланда явно был бы предпочтительнее, и продюсеры экранизации «Темной башни» много лет пытались нанять кого-нибудь из «обычных подозреваемых» (скажем, Расселла Кроу), пока не остановились на Идрисе Эльбе. Что же заставило его выбрать?
Во-первых, это, бесспорно, харизматичнейший актер, причем с неоднозначным обаянием. Он может с блеском играть героев, злодеев и антигероев, а Роланд отнюдь не рыцарь без страха и упрека. Порой он совершает предосудительные поступки, и зрители должны верить, что Роланд на это способен, и не терять интереса к персонажу, когда он перестает вести себя как герой. Эльба уже не раз доказывал, что отлично смотрится в подобных ролях. Также он очень убедителен в образах персонажей с «внутренними демонами», а у Роланда их целый выводок. Наконец, он очень мужественно выглядит. Сколько актеров подходят под все эти определения?
Во-вторых, несмотря на все свои профессиональные достоинства, Эльба сравнительно недорого стоит. Бюджет первой «Темной башни» – скромные по нынешним меркам 60 миллионов долларов, и было бы самоубийственно глупо потратить половину этой суммы на гонорар суперзвезды. Чье присутствие отнюдь не гарантировало бы успех картины – мы не раз за последние годы в этом убеждались. Из-за своего цвета кожи Эльба до сих пор не получал главных героических ролей в блокбастерах, и потому на супергонорары он претендовать не может (в Голливуде гонорары определяются прошлыми успехами, а не тем, какую роль актер играет в новом фильме).
При этом, однако, он отлично известен публике. Эльба играл в «Торе», «Прометее», «Мстителях: Эра Альтрона», «Тихоокеанском рубеже»… Это не какой-нибудь яркий, но малоизвестный австралиец, которого выписали в Голливуд специально для «Темной башни». Эльба – актер с блокбастерной известностью, но без блокбастерных требований. Все его состояние на данный момент оценивается в 15 миллионов долларов. Для тех, кто согласен не обращать внимания на его цвет кожи, Эльба – первоклассный бриллиант по цене второсортного алмаза.
Наконец, есть и еще одно, третье соображение, сделавшее осмысленным приглашение Эльбы на роль Роланда. Хотя новая картина основана на «Темной башне», это не обычная экранизация, а экранизация-сиквел. Как такое возможно? Дело в том, что повествование книг Кинга зациклено. В финале последней книги герой лишается памяти и вновь оказывается в пустыне, где начались его приключения в первом романе. Он обречен повторять свой путь, пока однажды цикл не будет прерван.
Именно в этот момент начинается действие фильма. Роланд начинает новую итерацию своего странствия, и его ждут приключения, которые будут схожи с теми, что он пережил прежде, но не станут их точной копией. Это позволило создателям фильма сделать картину более «кинематографичной», чем первая книга Кинга, и подготовить сюжетные сюрпризы для тех, кто знает цикл наизусть. И приглашение Идриса Эльбы визуально подчеркивает, что на экране «Темная башня», но совсем та «Башня», к которой публика привыкла. Это аналогичное, но иное приключение, и оно, как и новый облик Роланда, должно дополнить, а не заменить книги Кинга.