Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Обзоры

Второму игроку приготовиться: знакомьтесь, Юсеф Фарес — автор It Takes Two и Split Fiction

Режиссер, геймдиректор, основатель собственной студии, муж, брат, сын, отец. За именем Юсефа Фареса стоит множество титульных ярлыков, ни один из которых не раскрывает его сущность. Геймдизайнер, чье имя стоит в титрах к A Way Out, It Takes Two и Split Fiction, буквально одной репликой влюбил в себя геймеров всего мира, выстроил более чем доверительные отношения с самым скептичным издателем планеты, известным как «убийца студий», практически монополизировал нишевый сегмент видеоигровой индустрии и превратил его в золотую жилу для дистрибьюторов и гарантированные рабочие места для собственных подчиненных. 

 

Добавить в закладки
Второму игроку приготовиться: знакомьтесь, Юсеф Фарес — автор It Takes Two и Split Fiction

Что же такого особенного в этом человеке? Попробуем разобраться с помощью биографических фактов и фирменной стилистики.

Побег из страны

Юсеф Фарес родился в 1977 году в Ливане, а в 1987-м вместе с семьей бежал из страны, спасаясь от гражданской войны, бушевавшей на протяжении 15 лет.

Фаресы осели в шведском городе Эребру. Юсеф явно имел талант рассказчика, и ему было что поведать миру: пережитые ужасы войны, эмиграция, приспосабливание к образу жизни в незнакомой стране. 

Имад Крейди в рол Зозо на кадре из фильма «Зозо»

Имад Крейди в рол Зозо на кадре из фильма «Зозо»

После окончания столичного Института драматических искусств он направил всю кипящую в нем энергию на режиссуру. Так появились киноленты «Давай! Давай!» и «Копы», главные роли в которых сыграл Фарес Фарес — родной брат Юсефа. Особняком стоит полуавтобиографический фильм «Зозо»: здесь постановщик более пристально изучает способы манипуляции зрителем, допустим, расщепление собственных травм. Взрывы бомб, разрушенные дома, погибшие люди — это то, что Фарес видел своими глазами, но дружба с курицей — картина уже из внутреннего мира: у Юсефа действительно был домашний цыпленок. Еще ребенком Фарес рассказывал птице о своих переживаниях и считал ее близким другом. Однажды, когда будущий постановщик оставил птенца с курицами постарше, цыпленка заклевали насмерть. «Я был опустошен», — расскажет Фарес в интервью десятилетия спустя.

Фарес Фарес в роли Джейкоба на кадре из фильма «Копы»

Фарес Фарес в роли Джейкоба на кадре из фильма «Копы»

«Зозо» отлично приняли в родной Швеции — настолько, что отправили на соискательство «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». В тот год победила южноафриканская криминальная драма «Цоци»: Фарес этот момент не забудет. 

Линии нарратива

После «Зозо» все местные продюсеры уверяли, что за молодым Юсефом нужен глаз да глаз, и прочили светлое кинематографическое будущее. Но у судьбы на режиссера были другие планы.

Юсеф был заядлым геймером и охотно рассказывал о своем увлечении. Его карьера шла в гору, а в Стокгольме очень много видеоигровых студий. Пересечение дорожек Фареса и гейминга было вопросом времени.

фото: GQ

фото: GQ

Инициаторами встречи стали Starbreeze Studios. Они недавно закончили с The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, которая снискала похвалу от критиков и игроков, но весьма слабо показала себя на рынке. Учитывая, что первая часть видеоигровых приключений Ричарда Риддика добилась куда более значительных цифр, шведские девелоперы искали нечто нестандартное, чтобы вновь вернуть имя студии на орбиту обсуждений. Это «нестандартное» и должен был обеспечить Юсеф Фарес.

Режиссер обладал буквально нулевыми познаниями в геймдизайне, но умело обращался с нарративом и цепко фиксировал эмпатию зрителя на необходимых моментах, а страсть и желание творить компенсировали недостаток опыта.

Brothers: A Tale of Two Sons

Brothers: A Tale of Two Sons

В коллаборации в 2015 году родилась игра Brothers: A Tale of Two Sons — адвенчура с доминирующим сторителлингом и концептуальной синергией сюжета и механик. Фарес и здесь не изменил себе, вновь закидывая личные переживания в вымышленную историю. Например, сцена похорон вдохновлена персональной трагедией Юсефа — его младший брат умер при рождении: «Он был еще совсем крошечным. И по какой-то причине мне и моей сестре [Кэролайн] захотелось лично его похоронить». 

Побег из тюрьмы

За время работы над Brothers: A Tale of Two Sons Фарес многое понял о геймдизайне. А еще уяснил, что весь креативный контроль должен быть сосредоточен лишь в одних руках — его. С этим багажом Юсеф основал собственную Hazelight Studios, где никто не смел бы вносить правки в сценарии или требовать изменить даже мельчайшие детали.

Юсеф — далеко не самый лучший режиссер на планете, и то же самое можно сказать о его геймдиректорских навыках. Но вот питчить, заражать своей идеей других и выбивать условия — в этом вопросе мало кто может с ним тягаться.

Сначала Юсеф переманил часть команды из Starbreeze в свою новую студию, затем написал сценарий A Way Out и, когда на руках было что показать, решительной походкой направился прямиком в двери Electronic Arts.

A Way Out

A Way Out

Говоря об EA как издателе, невозможно не вспомнить их прозвище — «убийца студий». Сеть полнится разговорами о закончивших на кладбище истории Westwood, Bullfrog, Origin Systems, Visceral Games и Black Box. Хотя все обвинения стоит воспринимать хотя бы с крупицей здорового скепсиса, сама EA никогда не стеснялась агрессивной бизнес-модели. В то же время Electronic Arts искала способы увеличить свое влияние на рынке инди-игр, заодно решая репутационные задачи. В этом была призвана помочь программа EA Originals — содействие небольшим тайтлам с уникальными механиками или видением. И тут на ресепшене их офиса появился Юсеф Фарес.

Тот, кто видел хотя бы одно интервью с геймдизайнером, может представить, как прошла встреча. У представителей издательства не было ни единого шанса, поэтому в Стокгольм Юсеф вылетел, точно зная, кто будет издавать его новое творение.

Плодотворное партнерство Hazelight и Electronic Arts продолжается до сих пор, и сам Фарес никогда не выражал иных сентенций, кроме восторга, относительно их сотрудничества. При этом о собственном креативном контроле Юсеф не забывает даже во время сна. «У меня нет никаких ограничений. Никто не указывает мне, что делать. В EA об этом знают. А еще они в курсе, что не смогут меня контролировать», — отчеканил в одном из интервью глава Hazelight Studios. 

A Way Out

A Way Out

В 2018-м A Way Out увидела свет. Снова адвенчура, но уже с уклоном в экшен, снова накрепко привязанная не столько к геймплею, сколько к сюжетной линии. Фарес видел огромный потенциал в кооперативных играх, поэтому историю о побеге из тюрьмы можно было пройти лишь вдвоем. Обычно кооп в сюжетных проектах — штука опциональная, но Юсеф, как мы помним, умеет убеждать. Никто из издателей или, не дай бог, команды не стал перечить геймдиректору. Цифры показали, что не зря: продажи A Way Out перевалили за 9 миллионов копий.

«***** "Оскары"!»

Не став долго почивать на лаврах, Фарес с горящими глазами сел за новый проект It Takes Two, ведь только что он нашел формулу успеха. Ее составляющие: принудительный кооператив, динамичная смена механик и секретный ингредиент — сам Юсеф Фарес.

Принудительный кооператив работал сразу на двух этапах. Во-первых, в этом сегменте у Hazelight просто не было конкурентов. Во-вторых, если история где-то хромает, совместное прохождение ее вытягивает за счет постоянного обмена эмоциями и разделения экспириенса.

It Takes Two

It Takes Two

Динамичная смена механик позволяла держать определенный ритм и жонглировать отсылками, что само по себе не звучит как важный элемент, но потрясающе работает при взаимодействии с зумерами и поколением альфа. А самое главное, подобный подход не требует от команды досконального знания жанра. Если за один час менять экшен-платформер на шутемап, а затем переходить на твинстик-шутер, то достаточно лишь обеспечить эффект узнавания, но не понимание механик и создание челленджа.

Что до секретного ингредиента, то тут все просто. Фарес понял простую истину: не так важно, что рассказывать. Важно как. Поэтому логичные построения, продуманная драматургия и эмпатические крючки исчезли из его историй, оставив лишь ключевое: самого Фареса в роли рассказчика.

It Takes Two

It Takes Two

Другой аспект секретного ингредиента — поддержка геймеров. За год до выхода A Way Out произошло одно из важнейших событий в карьере Юсефа. Из-за джетлага он был чуть более заряжен, чем обычно, и, выйдя на сцену церемонии The Game Awards, посмотрел в камеру и произнес эпохальное: «***** “Оскары"! Пошли на ***!» А для пущего подкрепления своих слов Фарес поднял правую руку на уровень груди, сжал ладонь в кулак и вытянул средний палец вверх.

Об этой выходке в разном ключе написали все видеоигровые СМИ, но простые геймеры остались в восторге. И Фарес глазами хищника следил за реакцией общественности: все последующие интервью, трейлеры и обзорные видеоэкскурсии по студии сопровождались одной и той же риторикой и с одной и той же уверенной самодовольной ухмылкой. Агрессивные высказывания, дерзость, обсценная лексика — все это стало фирменным стилем для любых промо Hazelight Studios, а Фарес мгновенно превратился в героя нашего времени среди девелоперов.

Фиксируем прибыль

Взорвав Интернет монологом на The Game Awards, найдя нужную нишу и укрепив все бизнес-отношения успешным релизом A Way Out, Фарес обрушил на человечество новую бомбу — It Takes Two.

Механики сменяли друг друга на лету, в каждом отрезке был виден либо садистский юмор Фареса, либо эстетические ракурсы — дань его режиссерскому прошлому. История осталась на втором плане, но никто о ней не горевал: команда Hazelight Studios позаботилась о том, чтобы у игроков всегда было чем занять фокус внимания.

Если кто-то и критиковал It Takes Two, то эти голоса заглушил океан восторженных отзывов, рукоплескания критиков, грохот собранных наград и оглушающий шелест денег, собранных с продаж более чем 23 миллионов экземпляров игры.

Split Fiction

Split Fiction

В самом свежем (на сегодняшний день) тайтле Split Fiction Фарес лишь усилил составляющие успеха. История окончательно превратилась в концепцию, механики больше не делятся на категории — главное, чтобы они менялись каждые 20 минут и пестрили отсылками. И надо всем этим высятся персональные маркеры самого Юсефа: протагонистки названы именами его дочерей, а в реплике антагониста Райдера «я монополизирую рынок» слышится смех геймдизайнера.

Фактически Фарес действительно сейчас задает тон в кооперативном сегменте видеоигрового рынка. Но достижения Hazelight Studios гораздо выше: если название студии помнят не все, то Фареса в лицо знает практически любой, кто интересуется медиумом. Игры студии потрясающе подходят для казуальных геймеров, но при этом не исключают хардкорных фанатов, старающихся не пропускать ни один крупный релиз. Игроки старой школы постоянно испытывают радость узнавания благодаря отсылкам к восьми- и шестнадцатибитной классике, и в то же время концепция постоянной смены механик, приемов, сеттинга и микросюжета ближе к TikTok, который пользуется спросом среди более молодой аудитории.

Прямо сейчас Юсеф Фарес — один из самых известных представителей гейминг-индустрии. Про него делают мемы (Absolute Videogame), его знают в лицо, а главное — его игры покупают. И каким бы ни было будущее Hazelight Studios, лично Юсеф уже вписал в себя видеоигровую историю и поп-культуру. 

Текст: Максим Бугулов
1 комментарий
А
Интересный материал, спасибо за обзор
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?