Масштабная антивоенная постановка, требующая предельного погружения в тему и способности сопереживать чужому горю, которой на телеэкране было бы уютнее, чем в кинозалах
Талантливая юная писательница Вера стоит на пороге взрослой жизни – впереди ее ждет учеба в престижном университете, ее семья способна обеспечить девушке беспечную жизнь, а окружающие Веру мужчины способны сделать ее счастливой на всю жизнь. Но планы молодых на будущее разрушает война. Не принимая всерьез вызовы Первой мировой, жених, младший брат и лучший друг Веры отправляются на фронт, чтобы никогда не вернуться домой. Самой девушке тоже приходится стать медсестрой на поле боя, чтобы, спасая чужие жизни, придать смысл своей. Ужасы и потери юности Вера компенсирует в своей прозе – яркой, красочной, чувственной, полной мира и спокойствия. Девушке остается лишь мечтать о той жизни, какой лишила ее война.
Не самая известная в России писательница Вера Бриттен с серией своих автобиографических романов стала для британцев в определенной степени основополагающим литератором, по произведениям которого потомки оценивают события столетней давности. Пережившая множество лишений, взрослевшая на сломе эпох, прошедшая через ключевые события начала века, эта женщина перенесла на бумагу то, чем жили самые светлые, самые патриотичные и впоследствии самые несчастные подданные королевства. Романы же ее стали для англичан таким же учебником жизни, в какие для других народов превращаются главные произведения их соотечественников. Экранизировать «Заветы юности» (а именно так в оригинале называется книга, положенная в основу сценария «Воспоминаний») уже брались, но до большого экрана роман добрался впервые. И постановка оказалась недурна.
Российские прокатчики, как это часто бывает, своим прочтением названия лишь вводят в заблуждение. Трудно сказать, что заставило сменить вполне удобоваримые и, главное, отлично объясняющие смысл происходящего на экране «Заветы юности» на безликие и путаные «Воспоминания о будущем», но, к счастью, на внутреннее содержание фильма это не влияет. «Воспоминания» даже под новым именем продолжают оставаться и гимном первой любви, и песнью самоотверженности, и реквиемом по беспечной юности, и даже напевом зарождающегося движения за равноправие женщин. Переломные события жизни Веры Бриттен удивительным образом сложились в причудливую мозаику, которую не так-то просто достойно выложить на экране – и именно экран становится теми оковами, что не дают картине взлететь.
Да, мы сами сплошь и рядом осуждаем российское кинопроизводство, которое неоправданно часто «клепает» на съемочной площадке одновременно и сериал, и полнометражный фильм, но в случае с «Воспоминаниями» вынуждены сообщить, что лучше бы это кино с большого экрана переместилось на малый. Объяснимся. Во-первых, проза Бриттен достаточно подробна, насыщена деталями, заполнена персонажами и действиями, чтобы во всех подробностях продемонстрировать их в кадре, не особенно погружаясь в «самодеятельность». Во-вторых, повествовательная линия сюжета четко делится на несколько практически равных по длительности «арок»: начинается фильм с получасового вступления-знакомства, включающего поступление Веры в Оксфорд, продолжается таким же по времени экранным отрезком, живописующим отправку молодых людей в армию, затем идут тяжелые фронтовые воспоминания и так далее. Даже в двухчасовой кинематографический марафон все богатство событий не укладывается, а вот на телеэкране «Воспоминания» получили бы приличествующие им раздолье и глубину. Опыт телеэкранизации 1979 года лишь подтверждает наши слова.
К счастью, авторы фильма не стали коверкать и комкать повествование в угоду своим представлениям о хронометраже и важности этапов жизни Веры Бриттен. Фильм получился эмоциональным, очень живым, трогательным и бесконечно миролюбивым – огромная заслуга в этом принадлежит оператору и композитору фильма, именно они создают настроение и чувственность ленты. Вторят усилиям съемочной группы и актеры. Для Алисии Викандер роль Веры стала грандиозным вызовом, но девушка справилась с ним достойно и вписала своей работой в собственное резюме жирный плюс. На месте в ленте Кит Харрингтон и Тэрон Эджертон – восходящие звезды британского кино. Приятно оттеняют молодежь всегда статные Эмили Уотсон и Доминик Уэст – каст действительно вызывает нечеловеческой силы притяжение.
Что же до смыслов, заложенных в кино, то они вполне очевидны и укладываются в одно слово – «война». В год семидесятилетия Победы мы посмотрели приличное количество фильмов о той войне, что все еще жива в сердцах россиян. Посмотрите же и на ту страшную страницу, что оставила незаживающую рану в душе британцев, – это как минимум интересно, познавательно и очень душевно. Уж что-что, а сопереживать бедам других наш народ умет лучше всех, «Воспоминания» – прекрасный повод для скрепления отношений грустью потерь и лишений.