Очень атмосферный хоррор – возможно, слишком медлительный и медитативный для рядового ценителя ужастиков, зато единственный в своем роде
Джей (Майка Монро) отдается своему парню на заднем сиденье машины, но сразу после секса юноша меняется – он предупреждает девушку, что только что передал ей странное проклятье и теперь за ней повсюду будет следовать жуткое создание, принимающее формы самых разных людей. Существо это медленное, но настойчивое и совсем не глупое, и единственный способ обезопасить себя – передать проклятье дальше, занявшись с кем-нибудь сексом.
«Оно. Следует за тобой» получило мощный «сарафанный» пинок еще на самом старте – первые посмотревшие картину на различных кинофестивалях хором отзывались о ней как о необычном и умном хорроре, так что к тому моменту, как фильм добрался до кинопроката, о нем уже были наслышаны, что позволило «Оно» собрать весьма серьезные 14 миллионов долларов. Правда, к восторженным рецензиям профессиональных критиков на этом этапе присоединились недоуменные отзывы рядовых зрителей, подогретых обещаниями нового жанрового шедевра.
Проблема «Оно» в том, что это как раз не просто удачный представитель своего жанра, а смелая и изобретательная попытка раздвинуть границы хоррора, сведя к минимуму обычные рычаги воздействия на зрителя («бу»-моменты, энергетику, кровь) и сделав ставку на атмосферу. Фильм, как его главный злодей, неторопливый и прилипчивый – он завораживает осенними пейзажами, кружит в танце вальсирующей камеры, проникает под кожу пронзительными синтезаторными риффами.
В свои лучшие моменты «Оно» напоминает великий «Кошмар на улице Вязов» – в нем тоже есть это ощущение маетной полудремы и какая-то щемящая грусть по уходящей поре невинности. Но если герои «Кошмара» страдали за грехи своих предков, то в данном случае «месседж» картины куда более прямолинеен: секс – это рубеж, который отделяет детство от взрослой жизни, и он может быть очень опасным. В монстре, который следует за главной героиней, многие поспешили увидеть метафору венерических болезней, хотя попытка проанализировать фильм именно с этой точки зрения упрощает и даже опошляет его – мол, это просто «агитка» о вреде случайного секса, которую надо показывать подросткам в целях профилактики на уроках сексуального воспитания, да и финал в этом плане весьма показателен.
Возразить на это толком нечего (кроме того, что в «Оно» мимоходом затрагивается множество других тем – например, страх перед осознанием неизбежности смерти), как нечем крыть и ряд других аргументов против фильма – хотя бы плохо проработанных второстепенных персонажей (героиня Оливии Луккарди сюжету вообще не нужна, ее функции легко можно было поделить между сестрой Джей и ее воздыхателем Полом) и нехватку «примитивного» саспенса. Безусловно, из концепции безжалостного преследователя, который может принять любой облик, появляется из ниоткуда и никогда не прервет свою погоню, можно было бы выжать более эффектное, напряженное и динамичное повествование, но тогда это было бы совсем другое кино. Более эффектное, более напряженное и более динамичное, но не такое уникальное, пронзительное и элегантное, как «Оно».
С 25 июня в кино.