Фильму не удаётся выстроить связь между зрителем и главным героем — что для истории о противостоянии человека и стихии, увы, губительно
Кеда, сын вождя доисторического племени, впервые отправляется с отцом на Большую охоту. Но в центре схватки между воинами и стаей бизонов он попадает на рога и срывается со скалы. Отец оплакивает сына и ведёт племя домой — ведь совсем скоро наступит зима, а им ещё надо донести добычу до деревни. Но Кеда, вопреки всем прогнозам, остаётся жив. Одинокий и израненный, он начинает долгий путь домой, по дороге подвергается атаке волков и сильно ранит их вожака, Альфу. Но вместо того, чтобы добить хищника, Кеда решает взять его с собой — и так начинается первая в истории дружба между человеком и волком.
Два брата-близнеца, Альберт и Аллен Хьюз, ещё с начала девяностых снимали совсем не выдающееся, но вполне крепкое жанровое кино. После «Книги Илая» — своей самой известной работы — братья зачем-то решили разойтись и начать снимать отдельно. Аллен выпустил в 2012-м провалившийся «Город порока», а затем ушёл в сериалы. Альберт же после перерыва в 9 лет с выхода «Книги Илая» снял «Альфу». И хотя творчество братьев никогда не хватало звёзд с неба, стоит признать — вместе они работали заметно лучше.
Внешне «Альфа» очень схожа с тем, что Хьюз снимал раньше. Здесь тот же упор на стилизацию, та же прямолинейность и грубая работа с характерами — что, впрочем, для жанрового кино не обязательно минус. Даже цветокоррекция тут местами напоминает «Книгу Илая» с её упором на коричневые тона. Но «Альфе» катастрофически не хватает одного ключевого компонента, которым всё тот же «Илай» обладал.
Фильму не удаётся выстроить связь между зрителем и главным героем — что для истории о противостоянии человека и стихии, увы, губительно. Если в «Выжившем» или «Дороге» с тем же МакФи ты каждую неприятность ощущаешь на собственной шкуре, то в «Альфе» очередная сцена побега от стаи гиен или схватка с огромным тигром лишь утомляет.
Оттого и безотказно работающая тема дружбы человека и зверя тут выглядит несколько наигранной — все эти тропы и ходы мы видели сотни раз, и на сто первый они начинают неслабо нервировать. Что там говорить, даже в первом «Ледниковом периоде» с похожим сеттингом и историей эта проблема была раскрыта куда убедительнее.
Проблема тут вовсе не в актёре. Коди Смит-МакФи свою часть отрабатывает без нареканий, но вот сам персонаж его не вызывает никакого эмоционального отклика. В первой трети ленты нам много рассказывают о Кеде, люди вокруг него раз за разом произносят речи об исключительности главного героя, его уме и огромной внутренней силе. Вот только эти слова никак не подтверждаются, так и остаются висеть в воздухе пустыми ярлыками. Кеда начинает как-то себя проявлять, лишь когда остаётся один — а происходит это минуте на сороковой, когда уже теряешь любое желание следить за происходящим.
Вообще, у «Альфы» большие проблемы с растягиванием хронометража. Даже после экспозиции, в которой буквально два раза прогоняют одну и ту же сцену, фильм продолжает отвлекаться на разговоры о жизни, Вселенной и всём остальном — скучные и никак не работающие на историю и героев. Там, где действие стоило бы ужать, побольше сконцентрироваться на персонаже и его нелёгкой борьбе за жизнь, «Альфа» уходит в лицезрение пейзажей и навязчивую стилизацию.
Визуально фильм и правда красивый, но эта красота здесь — самоцель, а не инструмент. Изобретательные планы и старательно отрисованные доисторические звери — это хорошо, но когда их настолько рьяно пихают в лицо, очень скоро понимаешь, что больше фильму предложить нечего. В такие моменты он больше напоминает документалку по National Geographic с потрясающими видами, таймплапсами и изящными силуэтами на фоне заката. Но «Альфа», к сожалению, кино художественное, и в этом отношении оно не работает совершенно.
С 23 августа в кино.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!