Не «Джуманджи» и «Охотники за привидениями», но и не «Пришельцы на чердаке» – задорное, динамичное, остроумное приключение для младших подростков
Зак (Дилан Миннетт) вместе с мамой (Эми Райан) переезжают в богом забытый городишко Мэдисон, потому что женщине предложили работу завуча в местной школе. Понятно, что Заку все это не слишком нравится, но его первоначальный скепсис развеивается, когда выясняется, что в соседнем доме живет очаровательная Ханна (Одейя Раш). Ее отец (Джек Блэк), правда, предупреждает парня держаться от нее подальше, но Зак все-таки пробирается к нему в дом и случайно выпускает на свободу невероятных чудовищ, запертых в книгах.
Р.Л. Стайна называют «Стивеном Кингом детской литературы», и это неспроста – из-под его пера вышло несколько десятков страшных книг для подростков, объединенных в полдюжины циклов. «Ужастики» – один из самых популярных лейблов Стайна, насчитывающий 60 с лишним названий, проданных суммарным тиражом в 350 миллионов экземпляров. Обойти вниманием такой успех киноиндустрия не могла, но фильм по мотивам «Ужастиков» добирался до своего зрителя долгих семь лет, большая часть которых ушла на осознание простой мысли: вместо того чтобы экранизировать какую-то одну из множества книг Р.Л. Стайна, нужно придумать новую историю, в которой центральную роль будет играть сам Стайн, сражающийся с собственными творениями, пробравшимися в наш мир.
Этот подход решал много сложностей со сценарием, однако подвесил экранизацию меж двух крайностей. С одной стороны, как тут не вспомнить «Джуманджи» (все-таки один из главных семейных хитов 90-х!), но с другой – никто не забыл и провал «Чернильного сердца», где главный герой также противостоял выдуманным персонажам из различных книг. К счастью, «Ужастики», даром что до «Джуманджи» все-таки не дотягивают, на «Чернильное сердце» тоже мало похожи – это легкое, увлекательное, весьма остроумное подростковое приключение с модным в наше время «лайт-хоррор»-флером. Таким, чтобы никто не погиб (что при масштабе показанных в картине разрушений, конечно, удивительно), но впечатлительные детишки вдоволь наахались и наохались – один левитирующий пудель-вампир чего стоит!
Вообще «Ужастики» часто вызывают в памяти ассоциации с классикой подросткового кино – уже упоминавшимся «Джуманджи», а также «Гремлинами» (сцена сражения с ожившими садовыми гномами!) и «Охотниками за привидениями». Это хороший знак, и примерно полфильма кажется, что перед нами фильм, который в будущем сможет бесшовно вписаться в этот ряд. К сожалению, как только «Ужастики» выкладывают все козыри на стол (читай, выпускают всех своих монстров на волю), они теряют стройность и начинают подменять качество увлекательного сюжета даже не количеством, а суетой и мельтешением – авось в царящей суматохе зритель не заметит, что у нас тут полезли белые нитки.
Как минимум на время сеанса расчет срабатывает – смотреть «Ужастики» не скучно, помогают и хорошо подобранные актеры (причем хорош не только Джек Блэк, но и молодежь), и прекрасное чувство юмора, и безостановочная беготня в кадре. Даже на слабенькое 3D и не всегда идеальные спецэффекты внимания как-то не обращаешь – тот случай, когда действие выстроено и разыграно как по нотам. Однако после своего окончания фильм не оставляет ничего – зарубку «как-нибудь пересмотрю» ему мысленно не ставишь. Хотя кто знает, возможно, здесь дело в нас – будь нам по 14 лет, мы бы записали «Ужастики» в лучшие фильмы на свете.
С 3 декабря в кино.