Художественно банальный, но зато информативный и нравоучительный байопик о личной жизни Мэри Шелли и о сочинении «Франкенштейна»
В 1814 году дочь известного лондонского философа Мэри Годвин (Элль Фаннинг) знакомится с начинающим поэтом Перси Биши Шелли (Дуглас Бут). Между молодыми людьми быстро завязываются отношения, но Перси не может сделать Мэри предложение, так как уже женат и у него есть маленький сын. Тем не менее поэт убеждает девушку начать с ним жить, и после долгих колебаний Мэри соглашается, что делает ее изгоем в глазах общества.
Кто такая Мэри Шелли? В прошлом ее описывали как сперва любовницу, а затем жену знаменитого поэта, которая и сама кое-что писала. Теперь же, в свете феминизма и в результате превращения придуманного Мэри монстра Франкенштейна в международную поп-культурную икону, миссис Шелли затмевает своего супруга и вызывает куда больший интерес. Это настолько не нравится некоторым консервативным исследователям, что они продвигают «теорию заговора», согласно которой Перси Биши Шелли был соавтором «Франкенштейна». Однако нет никаких оснований сомневаться, что Мэри Годвин могла в одиночку сочинить выдающуюся книгу.
Новый байопик о Мэри Шелли, снятый для британских продюсеров саудовской постановщицей Хаифой аль-Мансур, всецело стоит на стороне главной героини. Картина не только настаивает на таланте Мэри, но и изображает ее жертвой аморального любовника и собственной наивности. Девушка так сильно восхищается своим ухажером, что не задумывается, как они будут жить, когда станут лондонскими париями. Но деньги быстро заканчиваются, Шелли влезает в долги и начинает изменять гражданской супруге и даже предлагать ее друзьям. Мол, если свобода нравов, то полная свобода нравов. Мэри же хоть и декларирует презрение к общественной морали, на поверку оказывается вполне консервативной девушкой, которая не хочет ни с кем делить своего гражданского супруга и которой нужна уютная и комфортная жизнь, чтобы спокойно растить детей. При этом уйти от Шелли Мэри не может, потому что куда она пойдет? Даже ее отец, известный сторонник радикальных идей, перестает с ней общаться. Так что героиня оказывается заложницей поэта, и ее фрустрация со временем выливается в классический готический роман о неприкаянном монстре.
Как видите, картина у аль-Мансур получилась одновременно информативная и нравоучительная. Фильм наполняет жизнью сухие сведения из учебника литературы, дает зрителям почувствовать аромат эпохи, объясняет, что легло в основу «Франкенштейна»… И при этом наглядно показывает, что бывает, когда связываешься с людьми определенного сорта, не имея «запасного аэродрома». Конечно, сейчас не начало XIX века, но неудачные отношения и в наши дни могут подложить свинью. Причем возлюбленному (или возлюбленной) не обязательно быть подонком. Как следует из фильма, проблема Шелли была в безответственности, эгоизме и потакании своим страстям, а не в коварстве и злодействе. Перси – неоднозначный персонаж, что не мешает ему быть чудовищем в отношениях с Мэри.
Чем обстоятельнее картина разъясняет, какие мысли она несет, тем очевиднее, что «Красавица для чудовища» снята для романтичных старшеклассниц – «хороших девочек» в поисках «плохих парней». Это тот возраст, в котором есть дело до любовных переживаний двухсотлетней давности и в котором житейские уроки фильма как нельзя кстати. Зрителям постарше картина может показаться простоватой и плосковатой, а также чрезмерно целомудренной и не касающейся многих интеллектуальных коллизий, которые сыграли большую роль в духовной жизни Мэри и Перси. Кроме того, «Красавице» недостает энергии и постановочной изобретательности. В целом это рутинный байопик, но он драматичен и убедительно разыгран. И он может оказаться полезным, если увидеть его в подходящем возрасте и впитать его идеи и предупреждения.
С 10 мая в кино.