Хотя у каждой ленты, даже самой плохой по оценке критиков или зрителей, найдутся свои поклонники, большая часть просмотренных нами лент не задерживается в голове надолго. Поэтому авторы порой прибегают к «запрещенным приемам»
Существует легенда, которая очень близка к правде, что грандиозный предпоказ мелодрамы Эдриана Лайна «9 ½ недель» закончился фиаско – из двух сотен человек, приглашенных на сеанс, до финала в зале досидели всего сорок человек, из которых 35 потом заявили, что им картина не понравилась. Думаете, других зрителей это как-то насторожило? Да ничуть, всем от ленты нужно было только одно – увидеть бурные сцены секса героев Микки Рурка и Ким Бэйсингер. Этого в «Неделях» было достаточно для того, чтобы посмотревшие фильм не вспоминали ни о сюжете, ни о мотивах поступков героев, ни о финале и морали истории. Главное, за что помнят и любят картину, – ставшая классикой прелюдия у холодильника. Остальное только мешает.
Драма Василия Пичула «Маленькая Вера» для целого поколения любителей кино стала символом раздела киноэпох в нашей стране – до нее кино было целомудренным советским, после стало откровенным и жестким российским. Однако то, что в годы перестройки казалось ярчайшим высказыванием, сегодня выглядит обычной «чернухой», которая в кинотеатрах не собирает и десятой части своего производственного бюджета. Да, в «Маленькой Вере» впервые матом выругались в кадре, да, продемонстрировали убожество провинции, да, показали бытовое насилие, пьянство и тупость некогда Великого Советского Человека, но помнят ленту не за это, а за первый в СССР «публичный», продемонстрированный на экране половой акт. Эх, было время, мы умели удивляться таким пустякам…
Попробуйте вспомнить сюжет триллера Пола Верховена «Основной инстинкт». Готовы поспорить, что вы вспомните детективную линию и то, что герою Майкла Дугласа нужно было найти и обезвредить убийцу, но сможете ли вы восстановить в памяти хронологию расследования или хотя бы кого в этом фильме убили? Зато вы без труда вспомните знаменитую на весь мир сцену допроса героини Шэрон Стоун, в которой она демонстрирует свою… хм… открытость следствию. Разумеется, у ленты Верховена есть и другие достоинства – этим фильмом, например, был запущен новый виток так называемого «sexплуатейшена» в кино, а в моду снова вошли триллеры с примесью эротики, но ключевым кадром осталась та самая смена позы Кэтрин Трамелл перед почтенной мужской публикой.
Хотя сегодня драму Пола Верховена «Шоугелз» уже не принято ругать так «по-черному», как это было после выхода картины на экран, даже по прошествии двух десятков лет понятно – знаменитый мастер дал маху. Критики отмечали и рыхлый сценарий, и необязательное обилие ругательств в речи персонажей, и неудачные аллегории капитализма в общем и Голливуда в частности, однако наибольшее удивление вызывал перебор с наготой главной героини. Да, речь в фильме идет о стрип-клубе, но Верховен заставил зрителей устать от обнаженной Элизабет Беркли, ее на экране было слишком много. А с другой стороны – смотреть-то больше и не на что. Вот и получается, что «Шоугелз» – один из худших фильмов своей эпохи, но запомнившийся каждому, кто видел хотя бы трейлер.
Ренессанс мистической темы вурдалаков, случившийся в 1990-х при поддержке «Дракулы» Френсиса Форда Копполы, «Интервью с вампиром» Нила Джордана и «Вампиров» Джона Карпентера, не мог остаться чистым и непорочным – вслед за достойными картинами прокат заполонила волна мусора с кровососущими в центре незамысловатых сюжетов. Одним из таких проходных фильмов стало «Объятие вампира», главную роль в котором исполнила Алисса Милано. До «Дракулы» ленте сюжетно очень далеко, поэтому авторы решили брать нахрапом – литрами крови и обнаженным женским телом. За последнее как раз отвечала юная Алисса, которую в какой-то момент в кадре просто перестали одевать. Логика подсказывает, что фильм со словом «вампир» в названии должен запомниться клыками и крыльями летучих мышей, но это не наш случай.
Про «Стриптиз» даже сам режиссер Эндрю Бергман открыто говорит: «Я взял на главную роль Деми Мур не из-за того, что она безумно талантлива или идеально подходит на роль бедовой разведенки Эрин Грант. Просто я знал, что никто другой не решится раздеть ее в своем фильме, а я сделаю такой фильм, в котором ей будет не скрыть свое тело». Желание раздеть Мур в кадре стоило Sony весьма ощутимую сумму – актриса запросила 12,5 миллиона долларов, что составило треть всего производственного бюджета, – но Бергман своего добился. Лента, разумеется, имеет оптимистичный сюжет о преодолении и борьбе женщины за право воспитывать ребенка, но для зрителя все это уходит на пятый план и звучит фоном между танцевальными номерами стриптизерши Деми.
Отвязные 1990-е многих звезд кино заставили отбросить стыд и обнажиться на экране, но только не Нив Кэмпбелл – звезда «Крика» отказалась продемонстрировать свои прелести даже в эротическом триллере «Дикость», ее контракт прямо содержал пункт об отказе от любого ню. А вот Дениз Ричардс скромничать не стала, и в той же «Дикости» «повеселилась» и за себя, и за подругу. Лента, хоть и пользовалась популярностью у видеопиратов, настоящим хитом так и не стала – триллер из нее получился сомнительный, а актеры в своих образах зрителя не убедили, зато мужчины наверняка запомнили соблазнительные формы Ричардс и ставший знаменитым кадр с двумя купающимися красотками. После этого просмотр смело можно заканчивать.
Биографическую драму о жизни и смерти модели Джии Мари Каранджи могла ожидать совсем иная судьба, выйди лента в широкий прокат, а не ограничься показом на ТВ, – критики отметили работу ведущих актрис Анджелины Джоли и Фэй Данауэй «Золотым глобусом», но на «Оскар» картина претендовать не могла. В результате «Джиа» израсходовала свой запас энергии фактически впустую – сегодня вспоминают об этой ленте исключительно в контексте того, что Джоли неоднократно демонстрирует здесь свои прелести и занята в сцене однополого секса. О драматическом и биографическом слое уже никто не вспоминает – за двадцать лет зрители увидели картины и много трагичнее, а вот голую Анджелину Джоли пойди еще поищи.
Мистический триллер «Дар» – пожалуй, одна из самых слабых картин в карьере режиссера Сэма Рейми. Путаный и бездарно распоряжающийся выпавшими ему актерскими козырями, этот фильм, возможно, полностью исчез бы из поля зрения рядового зрителя, если бы герои комедии «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» не вспомнили его в одном из своих незабываемых диалогов. И вспоминали они, разумеется, не расследование таинственного убийства, не загадочные беседы с призраками главной героини, а то, что именно здесь можно увидеть голую Кэти Холмс. Если именно за это «Дар» запомнили торчки Гарольд и Кумар, то кто мы такие, чтобы сопротивляться народному настроению? Если и смотреть эту ленту, то только ради Холмс.
Криминальный триллер «Пароль “Рыба-меч”» оказался одним из самых громких кассовых провалов 2001 года – при стомиллионном бюджете в мировом прокате лента собрала меньше 150 миллионов. И это при том, что в картине были заняты суперзвезды Джон Траволта, Хью Джекман и Хэлли Берри! Что же стало причиной неудачи? Прежде всего, слабый сценарий и абсолютное незнание подробностей работы хакеров – компьютерные взломщики в фильме Доменика Сены пользуются какими-то футуристическими интерфейсами и вскрывают код, который даже теоретически невозможно расшифровать. Впрочем, тех бедолаг, кого угораздило взяться за просмотр «Пароля», ждет один небольшой приятный сюрприз. Точнее, два – грудь Берри. Учитывая то, что на сегодня это единственный фильм, где актриса снялась топлесс, в памяти этот момент точно останется.
Справедливости ради, картина Барбары Коппл Havoc, получившая в России неуклюжее название «Крейзи», заслуживает гораздо более серьезного к себе отношения. Звезд с неба эта драма не хватает, но затрагивает любопытную проблему взаимодействия двух обычно сторонящихся друг друга социальных страт – «высшего общества» и «криминального дна». Лента изобилует жестокостью и откровенными сценами, которые эротическими не назовешь, и запоминается прежде всего весьма фривольными кадрами с участием Энн Хэтэуэй. Пикантности ленте добавляет тот факт, что до того актриса была занята исключительно в детском и подростковом кино вроде «Как стать принцессой», но в «Крейзи» Хэтэуэй рассталась с последними отголосками детства. Чем и запала в память.
Никогда не слышали о фильме «Окись»? Мы не удивлены – он прошел настолько незаметно, что зрителей, его видевших, можно пересчитать едва ли не по пальцам. И это как минимум странно, ведь в картине заняты такие заметные актеры, как Форест Уитакер, Рэй Лиотта, Эдди Редмэйн, Лизу Кудроу, Крис Кристоферсон. Да что там – для Патрика Суэйзи «Окись» стала последним фильмом перед смертью! Однако любой, кто посмотрел психологическую драму Тимоти Лин Буя, с полным основанием может отметить, что подбор великолепных актеров несвязному и крайне нелогичному сюжету никак не помогает, наоборот – артистов в этом фильме жалко даже больше, чем их неустроенных персонажей. Особенно крепко хочется обнять Джессику Бил, которая в кадре не только мучается, но и раздевается – увидишь такое нечасто, но стоило ли оно того?