Главный перестроечный хит, история девушки Веры, живущей в провинциальном городе с отцом-алкоголиком и забитой матерью. У нее роман со студентом Сергеем, но ее жених не может найти общий язык с отцом Веры. Серая алкогольная беспросветность советского быта была воспринята зрителями как "чернуха", а Вера стала чуть ли не "символом социального протеста и молодого бунтарства" – в том числе и потому, что в фильме была показана первая в советском кино откровенная сексуальная сцена.
Лидер проката 1988 года, фильм посмотрели 54,9 млн. зрителей. Последний советский фильм, собравший аудиторию более чем из 50 млн. зрителей.
Фильм шёл в относительно широком прокате в США и собрал там $1,2 млн.
Сценарий написала жена Василия Пичула Мария Хмелик, это был ее дипломный сценарий.
На роль Веры пробовались Ирина Апексимова и Яна Поплавская.
Вместо одной заявленной серии у Пичула получилось две, и Госкино СССР не оплатил съемочной группе вторую серию, а, наоборот, выставил счет за перерасход пленки.
Говорят, во время закрытого просмотра фильма Михаил Горбачев встал и демонстративно покинул зал.
После скандальной полутораминутной секс-сцены в "Маленькой Вере" Наталья Негода стала первым российским секс-символом. Ее, первую из россиянок, пригласили сняться для обложки американской версии журнала Playboy, это был майский номер 1989 года. Надпись на обложке гласила: "From Russia with love: The Soviets' first sex star Natalya Negoda" ("Из России с любовью: первая советская секс-звезда Наталья Негода").
"Спрашивает вчера: зачем, мол, вы огурцы солите? А я говорю: "Отцу на закуску". А он: "Вам что, нравится, что он пьёт?" "Нет", говорю. " А зачем же солите?" Как будто, если я не буду солить, он пить перестанет". (Из фильма)
"-- Письма вам зрители писали?
-- Их было так много, что мы составили целую книгу, она так и называется "Маленькая Вера". Особенно запомнилось, например, заявление в Тимирязевский отдел внутренних дел об изнасиловании "способом "Маленькая Вера"" (Василий Пичул, из интервью)
"Кассовый успех "Маленькой Веры" – успех нового "реального кино", одерживающего первые победы в битве с десятью негритятами и пиратами XX века. Так вперед, и с песнями, как говаривал отец перед стопочкой, а маленькая Вера – перед тем, как принять смертельные таблетки". (Татьяна Москвина, сборник "Киноглобус – двадцать фильмов 1988 года")