Один из первых и главных фильмов новой волны русского кино, пока что – лучший в карьере Бориса Хлебникова.
Провинциал Леня в поисках призвания пытается деть себя хоть куда-нибудь, попадая в ряд типично российских абсурдных ситуаций После премьеры на «Кинотавре» к киноведу Борису Хлебникову потянулась вереница бывших коллег.
«Боря, да вы гений», – изумленно приговаривали они. Хлебников и правда сделал картину не только красивую – формально безупречные мизансцены, снятые недрогнувшей камерой, с неподвижными героями, от одного помаргивания которых кидает в смех, позволяют вспомнить Каурисмяки и Иоселиани, – но и этапную.
Фильм обозначил приход в кино отечественной «новой драмы» с ее сырыми уличными диалогами, неприглядными задниками и насущными проблемами. Знаменитой сценой объяснения героев в любви («Че? – Да ниче. – Ты свинья, я твое мясо ел») Хлебников фактически задал старт «новой русской волне» кинодраматургии и режиссуры, которая сейчас берет призы на главных европейских кинофорумах. «Свободное плавание» тоже показывали в Венеции – что дало повод говорить о возрождении нашего кино. Настоящего, а не того, о котором вопят с трибун Госдумы.