Всего через неделю ребята из Хоукинса вернутся: долгожданный старт четвертого сезона омрачает лишь то, что теперь нам куда сложнее добраться до Netflix. Пока Интернет напитывается спойлерами и теориями, мы предлагаем вспомнить самые душераздирающие моменты сериала. «Очень странные дела» по природе своей зрелище эмоционально интенсивное: жанр обязывает то удивлять, то пугать, то шокировать, то трогать за живое — всех главных сцен не перечислишь (статья превратится в рекап-шоу), поэтому отдаем предпочтение эпизодам, которые разбивают сердце снова и снова.
Первый сезон настолько насыщенный, что только в этих восьми эпизодах можно найти 100 и еще 11 моментов, которые задевают за живое. Правда, сцены невозможно разделить: Одиннадцать заставляют мучить животных в лаборатории, Джойс хватается за лампочки в надежде услышать сына, на дне бассейна «тонет» Барб, за спиной у Хоппера местные обсуждают смерть его дочки, Майк влюбляется в чудо-девочку, а бедный Уилл прячется в Изнанке от Демогоргона. Каждый из этих сюжетных поворотов по-своему ранит, пусть мы и только знакомимся с Хоукинсом и его обитателями.
Среди парада событий мы решили остановиться на финале сезона: Одиннадцать героически жертвует собой для победы над Демогоргоном. За 8 часовых эпизодов зритель успевает по-настоящему привязаться к детворе и их паранормальной подруге, а потому и саму сцену, и решение девочки невозможно смотреть без кома в горле — даже если условность жанра говорит о том, что Одиннадцать не может погибнуть, да и сериал ты смотришь уже четвертый раз.
«Мы требуем правосудия для Барб!» — один из главных слоганов фанатов после финала первого сезона. В отличие от Уилла Байерса, старшеклассницу Барбару никто толком и не искал, даже лучшая подруга Нэнси. Сестринству старшая сестра Майка предпочла объятия Стива Харрингтона, а теперь мучается от стыда за легкомысленность. Авторы сериала тоже почувствовали вину: апатия первого сезона сменилась душераздирающей сценой из начала второго. Родители Барб пригласили Нэнси и Стива на ужин, где признались, что продают дом, чтобы оплатить услуги частного детектива, — Холланды изо всех сил верят, что единственная дочь все еще жива.
Эта беседа бьет по Нэнси больнее чем та могла представить: девушка решает во чтобы то ни стало вывести правительственные эксперименты на чистую воду. Прежде всего, чтобы семья могла достойно проститься с погибшей.
«Это Майк. День 352. Я все еще тут»
После чудесного спасения Уилла Хоукинс живет дальше, мальчишки ходят играть в игровые автоматы и глаз не могут оторвать от новенькой Максин. Приключения забыты как сладкий сон летних каникул, но не для Майка. Он каждый день вызовет Оди по рации. Да и что тут еще добавить? Сердце разбито не только Уиллера, но и у нас.
Король выпускного класса Харрингтон — главный кот в мешке и одна из главных удач сценарного промысла «Очень странных дел». Из однобокого и самовлюбленного мистера Совершенство Стив превратился в чуть ли не любимого персонажа саги, но так и не стал тем самым для Нэнси. Ухаживания бойфренда для мисс Уилер навсегда приравнены к чувству вину — не только за судьбу Барб (о чем мы писали выше), но и за возрастающую симпатию к Джонатану.
Несмотря на то что Харрингтон вел себя как избалованный паршивец, все равно больно наблюдать за тем, как Нэнси, напившись, выводит их отношения на чистую воду — идиллия, мягко сказать, надуманная. К концу второго сезона Стива мы полюбим еще больше, а к концу третьего — Джонатана еще меньше: нет ничего удивительного в том, что фанаты настроены на воссоединение пары в грядущих эпизодах (и всячески надеются на то, что Харрингтон останется в добром здравии).
P.S. Если вы задавались вопросом, кем же Стив и Нэнси оделись на Хэллоуин (где и расстались), спешим ответить: костюмы позаимствованы из подростковой ленты «Рискованный бизнес», где главные роли сыграли Том Круз и Ребекка Де Монрэй.
Второй сезон многих расстроил тем, что клуб любителей «Подземелья драконов» никак не мог воссоединиться с боевой подругой. Одиннадцать то пропадала в избушке под надзором Хоппера, то и вовсе отправилась колесить по Штатам в поисках себе подобных. За зрительским нетерпением потерялась сцена знакомства девочки с мамой — трагичная и болезненная. «Радуга, три направо, четыре налево, 4:50, дыши, подсолнух», — женщина в состоянии кататонии беспрестанно повторяет как скороговорку путь по лаборатории до ребенка. Вероятно, именно в этот момент Оди осознает, что она тоже человек — у нее есть мама и обычное имя Джейн.
Давайте начистоту: кавалер Джойс с первого же появления шел по кадрам «походкой мертвеца» — именно так называется сценарный штамп, когда не нужно никакой интуиции, чтобы предугадать кончину героя. Исключительных качеств добряк нашел подход не только к любимой, но и к нелюдимому Уиллу, а когда настал момент, драматично пожертвовал собой. Разумеется, Боба чудовищно жалко, но в этом пункте мы хотим поговорить о Джойс Байерс, на чью долю во всем сериале и особенно в 8-й серии 2-го сезона выпало слишком много испытаний на прочность.
Героиня Вайноны Райдер бесконечно разбивает себе сердце: то шериф не хочет искать пропавшего ребенка, то полиция находит тело мальчика в воде, то в сына проникает тварь из теневого измерения, то погибает любимый мужчина (про Хоппера в финале третьего сезона и добавлять не будем). Джойс давно заслуживает ордена матери-героини, а ее диалог с Изнанкой через лампочки стал одним из самых узнаваемых символов сериала. Завершим признание в любви миссис Байерс сценой, где она вспоминает, как купила Уиллу коробку разноцветных карандашей (120 штук!), и тем самым возвращает сына в сознание.
Очень надеемся, что в ближайших сериях Джойс будет хоть чуть-чуть поспокойнее (но это вряд ли).
Финал серии, напряженное сражение с Демопсами, ружье, бита, крики, звук борьбы, дверь открывается, и… входит Одиннадцать. Помимо того что эпизод ювелирно поставлен и не дает продохнуть, воссоединение — еще и самый долгожданный момент всего сезона. Сумасшедшей искренности взгляды юных артистов разрывают сердце в клочья и заставляют рисовать в тетрадке: Майк + Одиннадцать навсегда!
Шериф Хоппер олицетворяет собой все стереотипные представления о маскулинности (и особенно полицейских) в жанровом кино 80-х годов. Он нетерпеливый, импульсивный, вспыльчивый, порой чрезмерно агрессивный и бескомпромиссный. Но, разумеется, где-то за броней нигилизма и алкоголизма прячется большая боль. О том, что Хоппер потерял дочь, зрители узнают еще в первом сезоне, но только в финале второго Джиму хватает сил и смелости рассказать об утрате Оди, которая стала ему приемной дочерью даже по документам. Несмотря на дух приключений и детские авантюры, мотив утраты семьи и обретение новой — чуть ли не центральная тема всего сериала.
Самые внимательные фанаты обратили внимание, что Хоппер все время носит на руке браслет — резинку для волос Сары. В финале сезона в сцене школьных танцев синяя ленточка появляется уже на руке Оди. Маленькая деталь, но «Очень странные дела» в который раз заставляют сердце сжаться.
«Очень странные дела» умеют провожать плохих парней и добавлять злодеям надрыва. Сводный брат Максин раздражал банду весь второй сезон: расизм, мизогиния, бесконтрольная агрессия и абьюз. Кажется, Билли под покровом притягательной внешности и скульптурного торса собрал комбо из того, что можно ненавидеть в людях.
Тем не менее братья Дафферы не спешат без сожалений проститься с негодяем: сначала Одиннадцать удается заглянуть в прошлое трогательного мальчика, где он играет на пляже с мамой, а позже Билли и вовсе совершает поступок героический и жертвует собой. И как бы ни хотелось махнуть рукой и сказать «поделом мерзавцу», сделать это с легкостью не получается. К тому же промоматериалы говорят о том, что переживание горя Максин станет чуть ли не основной сюжетной аркой грядущих эпизодов.
Стив Харрингтон после трех сезонов в статусе героической няни заслужил отпетую и бесстрашную подружку. Сомнений не было: конечно, спутницей станет коллега в моряцкой униформе Робин — Майя Хоук сразила всех с первого же появления в кадре. Ребята вместе продавали мороженое, убегали от русских, смотрели «Назад в будущее» и стремились раскрыть очередной заговор. Когда казалось, что судьба двоих предрешена, создатели пошли на путь рискованный, как и само действие, — Робин совершила каминг-аут и призналась Стиву, что она лесбиянка. Пожалуй, именно «Очень странным делам» удалось не только органично добавить инклюзивность, но и перевернуть ситуацию от горечи Стива к маленькой трагедии Робин, которая была влюблена в одноклассницу, а та, в свою очередь, дурела только от Харингтона.
Как бы то ни было, мы знаем, что в этот момент началась история прекрасной дружбы, которая продолжится в четвертом и, надеемся, в пятом сезонах.
Сложно представить, сравнится ли еще одна сцена по эмоциональному накалу с письмом Хоппера. После исчезновения шерифа в лаборатории Джойс находит в куртке Джима послание, которое он так и не смог озвучить Одиннадцать. Изнанка закрыта, силы утрачены, вещи собраны — ребятня из Хоукинса повзрослела. Все разъезжаются кто куда, а пока на экране трепетные объятия и прощания, за кадром звучит голос Джима. Едва ли мы сомневались в том, что шериф обязательно вернется, но как тут поспорить: детство уходит однажды и навсегда, а нам, как и Оди, сложно сдерживать слезы.
Табличка «Вы покидаете Хоукинс» в финале говорит о том, что одна большая глава закончилась, впереди будет новая, но краски сгущаются — все будет не так, как прежде. А что же случится, узнаем уже совсем скоро.